Всегда с улыбкой
№ 5 (94), май 2009
Во всем мире известно, что в ряду выпускников Московской консерватории есть множество замечательных музыкантов – пианистов, скрипачей, дирижеров, композиторов, музыковедов и т. д. Но мало кто знает, что среди них также встречаются выдающиеся музыканты неакадемических направлений. Об одном из них этот рассказ.
Жизнь Олега Михайловича Степурко – удивительный по своей увлекательности путь живого, ищущего музыканта в сложное время 2-й половины ХХ – начала XXI столетий. Сейчас он известен как джазовый трубач, аранжировщик, композитор и педагог.
Олег Михайлович родился в 1946 году. В 1970-м он окончил консерваторию по классу трубы. Но еще до начала обучения проявилась его необычайная любовь к джазу. В джазовом амплуа еще совсем юный трубач дебютировал в ансамбле Валерия Кацнельсона в начале 60-х годов. Джаз стал делом всей его жизни.
Такой выбор творческого пути в то время был очень смел. Середина прошлого столетия вошла в историю как период гонений на культуру, в том числе и джаз. Власти тщательно следили за идеологической выдержанностью репертуара. Американские пьесы должны были иметь непременно кубинские названия. Постоянно устраивались прослушивания, многое просто не допускалось к исполнению. Но джаз, вопреки идеологическому давлению, выжил. И во многом это стало возможным именно благодаря энтузиастам джаза, одним из которых оказался и Олег Степурко.
Его деятельность в эти тяжелые для джазового искусства времена действительно поражает своей активностью. В 1968-71 гг. он руководит квинтетом в Электростали (Московская обл.), в последующие годы играет в джаз-рок-группе Виталия Клейнота, в биг-бэнде Юрия Чугунова, руководит оркестром Электростальского музыкального училища. Уже в 80-х годах он входит в секстет Юрия Чугунова, в «Каданс» Германа Лукьянова, а с 1986-го, продолжая одновременно выступать как приглашенный солист-импровизатор с разными биг-бэндами, создает собственную группу «Джаз-контакт».
Группа Олега Михайловича продолжает активную творческую деятельность и сегодня. Ее коллектив с годами меняется и сейчас представляет собой несколько смешанный возрастной состав, что на жизнедеятельности группы отражается только положительно. Из основателей – сам Олег Степурко, трубач, а также – Борис Кузнецов, «человек-оркестр», перкуссия. Остальные – молодежь: Павел Мартыненко, гитара; Егор Шаманин, саксофон, флейта; Кирилл Степурко (сын Олега Михайловича, который продолжает традиции отца), ударные; Александр Гайдук, бас-гитара.
Наряду с исполнительским талантом Олег Степурко удачно сочетает в себе дарование композитора и педагога.
Его педагогическая деятельность началась с середины 70-х годов на эстрадном отделении музыкального училища в подмосковном городе Электросталь. Сейчас он является преподавателем импровизации в Гнесинском колледже. В процессе преподавания Олег Степурко создал две замечательные книги о джазе: учебное пособие «Трубач в джазе» (1989) и книгу «Блюз – Джаз – Рок» (1994). Эти книги стали выражением творческого кредо музыканта. Олег Степурко глубоко убежден в том, что творческое начало является самым важным в человеке. Если его не развивать, а, что еще хуже, наоборот, подавлять, то человек себя теряет. Одним из способов раскрыть свой творческий потенциал Олег Михайлович видит в искусстве импровизации, которая и составляет сущность джаза. Импровизация, по словам джазмена, – это зеркало души. Олег Степурко верит, что каждый из его студентов обладает особенным творческим дарованием. А импровизация помогает ему это раскрывать.
В качестве композитора Олег Михайлович заявил о себе как создатель многочисленных джазовых композиций, а также как автор музыки к различным детским представлениям. Последняя область связана с человеком, который во многом определил жизненный путь музыканта. Во 2-й половине 60-х годов Олег Степурко познакомился с отцом Александром Менем и с тех пор стал постоянным членом его прихода. Отец Александр предложил музыканту применить свой джазовый талант и написать музыку к детскому представлению, посвященному Рождеству. Так, вначале была создана «Рожедственская мистерия», а позже – «Царь Иудейский». В то время, когда спектакли были поставлены, газеты вели шумную кампанию против церкви. Но, по воспоминаниям композитора, каким-то «совершенно чудесным образом два этих спектакля – «Рождественская Мистерия» и «Царь Иудейский» – были поставлены на телевидении и транслировались на всю Россию», а первый из них даже прозвучал на Би-Би-Си. Другими замечательными работами Олега Степурко стали музыкальное действо, посвященное прп. Сергию Радонежскому и детская опера «Святой Франциск Ассизский».
Сегодня спектакли с музыкой Олега Михайловича продолжают звучать и радовать детей, которые особенно в этом нуждаются. Местом, где они ставятся, стала Республиканская детская клиническая больница. Раз в год, на новогоднюю елку, в костюме Деда Мороза с трубой там появляется сам композитор и развлекает детей на празднике.
Об Олеге Степурко говорят, что это человек, которого никто не видел без улыбки. Открывая секрет такой полной и радостной жизни, сам композитор часто говорит своим студентам, что рай – это максимальная жизнь на пределе возможностей. «Принять самого себя, полюбить самого себя как Дар Божий – это самая великая задача, которая перед нами стоит» и «быть счастливым – это самый большой подарок, который может сделать человек Богу, своей семье, своей стране и всему миру, а найти счастье ему поможет творчество и джазовая импровизация».
Анна Демидова,
студентка III курса ИТФ