Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Возвращение

№ 6 (95), сентябрь 2009

Музыкант, о котором я вам расскажу, принадлежит к числу замечательнейших композиторов германской школы. Этот композитор, критик и педагог внес значительный вклад в репертуар симфонической музыки XIX века. Творчество его не отличается яркой оригинальностью, но зато он способен пленить чуткого знатока совершенством технической разработки, законченностью формы. Ближе всего он примыкает к школе Бетховена, у которого заимствовал благородную простоту тем, логичность тематического развития и, в особенности, художественную умеренность в выборе оркестровых эффектов. П. Чайковский считал Иоахима Раффа «одним из столпов современной музыки».

Йозеф Иоахим Рафф родился в городе Лахен (близ Цюриха) 27 мая 1822 года. В 1843 году он послал несколько своих произведений для просмотра Ф. Мендельсону-Бартольди, авторитет которого в музыкальном мире в то время был очень высок. Мендельсон одобрил произведения молодого композитора и рекомендовал их издательскому дому Breitkopf & Hertel.

В своем рекомендательном письме Мендельсон пишет: «Если бы имя на титульном листе было известным, то я убежден, что Рафф бы сделал потрясающую карьеру, поскольку, судя по содержанию этой музыки, никто бы не догадался, что хотя бы одна из этих пьес не написана Листом, Делером или другим виртуозом. Они элегантны и написаны по последней моде». Вскоре после такого признания Рафф решает окончательно посвятить себя музыке. Он знакомится с Листом, с которым в дальнейшем его связывало длительное сотрудничество.

Музыка Иоахима Раффа была очень популярна в Европе в XIX веке и часто включалась в репертуар выдающихся дирижеров и других исполнителей: Ф. Листа, К. Шуман (Вик), И. Хельмесбергера, А. Зилоти. Знали и исполняли его музыку также и в России. П. Чайковский неоднократно в своих письмах и критических статьях упоминает Первый квартет c-moll, Концерт для виолончели и симфонию «В лесу», отмечая их мастерство и изобретательность: «Его сочинения гладки, цельны, умно рассчитаны в отношении формы, превосходны по инструментовке и вследствие того слушаются если и не с трепетом восторга, то с несомненным удовольствием».

Йозеф Иоахим Рафф был очень плодовитым композитором, сочиняя практически во всех жанрах. Его перу принадлежат более 200 (!) опусов: он автор многочисленных опер («Король Альфред», «Дама Кобольд», «Самсон»), хоровых сочинений (для нас представляет интерес хор «De profundis»), камерной музыки (десять струнных квартетов, струнный секстет, октет для того же состава, фортепианный квинтет, четыре фортепианных трио), концертов для различных инструментов с оркестром, а также скрипичных, виолончельных и фортепианных сонат. Но самую важную ветвь творчества составляют сочинения для оркестра, среди которых четыре увертюры, три оркестровых сюиты, одиннадцать симфоний.

К жанру симфонии композитор впервые обратился в период пребывания в Висбадене. Как и Брамс, Рафф пришел к этой форме в достаточно солидном возрасте. Первая симфония «Родина», написанная между 1859 и 1861 годом, завоевала первую премию на конкурсе, организованном «Обществом друзей музыки» (Gesellschaft der Musikfreunde) в 1863 году в Вене. Впервые она была исполнена оркестром под управлением Йозефа Хельмесбергера. А его Пятая симфония «Ленора» в свое время «объехала» весь мир и продолжает звучать в наши дни. Казалось бы, забытый композитор, Йозеф Иоахим Рафф, возвращается на европейскую музыкальную сцену. И это отрадно.

Елена Козлова,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: