Слава, Маэстро!
Это культурное событие не имеет аналогов в мире. С 13 по 19 сентября 2009 года в Центре оперного пения Галины Вишневской прошел фестиваль мастер-классов «Слава, Маэстро!», посвященный великому музыканту и педагогу Мстиславу Ростроповичу.
В наши дни мастер-классы стали неотъемлемой составляющей учебного процесса: молодые талантливые исполнители получают возможность занятий с корифеями музыкальной культуры, обладающими поистине бесценным творческим опытом. Уникальность этого фестиваля в том, что крупнейшие музыканты с мировыми именами проводят публичные занятия в рамках единого цикла. В результате идет непрерывный профессиональный обмен.
Идея организовать что-то подобное посещала многих, но реализовать ее удалось именно Ольге Мстиславовне Ростропович – президенту Фонда Ростроповича. «Отец помогал молодым талантам на протяжении всей жизни. С ним было невероятно интересно и как с музыкантом, педагогом, и как с человеком, – вспоминает она. – Мне посчастливилось присутствовать на его мастер-классах; каждая такая встреча, каждое занятие в консерватории воспринималось как открытие, новый эксперимент».
Ольга Мстиславовна смогла пригласить на встречу с юными музыкантами прославленных исполнителей: Давида Герингаса (виолончель), Юрия Башмета (альт), Сергея Крылова (скрипка), Алексея Уткина (гобой), Аркадия Шиклопера (валторна) и даже Вана Клиберна (фортепиано), который мастер-классы за пределами США не давал никогда. В занятиях с ними приняли участие стипендиаты Фонда Мстислава Ростроповича, представители разных регионов России и стран СНГ.
Право первого выхода получила виолончель, а право первого открытого урока – Давид Герингас. Знаменитый музыкант советы раздавал щедро, и любое его замечание воспринималось как стимулятор профессионального роста.
Далее эстафету подхватил выдающийся альтист Юрий Башмет. Он говорил, что Ростропович завещал своим друзьям и коллегам заботиться о будущем русской исполнительской школы, поэтому участвовать в фестивале Юрий Абрамович согласился не раздумывая. Вспоминая, как весело проводил свои уроки Ростропович, Башмет тоже решил создать в зале непринужденную атмосферу. А когда он стал объяснять молодой исполнительнице смысл термина rubato, который происходит от итальянского rubare (красть), то в качестве показательного урока предложил ученице… «своровать» у него из кармана зажигалку.
Ван Клиберн для нас – человек-легенда, а у себя на родине после конкурса им. П. И. Чайковского – национальный герой. Порядок его педагогической работы на мастер-классе был иной: молодые пианисты играли, маэстро их внимательно слушал и после выступления комментировал исполнение, делясь накопленным опытом. Маэстро не показывал за инструментом, получая удовольствие просто от контакта с молодыми музыкантами. «Я вам больше скажу, – признался Клиберн. – Мне иногда кажется, что я знаю меньше, чем пятьдесят лет назад. У меня нет каких-то особых педагогических приемов или секретов работы с молодежью…»
Уникальный фестиваль мастер-классов длился целую неделю. Он стал местом приобщения молодых исполнителей к секретам высокого мастерства. И не только. Это были дни незабываемых встреч, радости общения, которые, несомненно, будут служить для них источником вдохновения и творческой энергии еще долгие годы. К счастью, есть надежда, что теперь такой фестиваль будет проходить ежегодно.
Ангелина Насонова,
студентка IV курса ИТФ