Пока музыка звучит
№ 7 (114), октябрь 2011
Детская музыкальная школа… В класс на урок музыкальной литературы со сверкающими глазами и шумными восклицаниями вбегают не успевшие отдохнуть после занятий в общеобразовательной школе дети… Обмениваясь последними новостями, они занимают свои места, и кто-то с интересом задает вопрос: «А сегодня что слушаем?». В ответ класс наполняют величественные звуки органа, и дети замирают во внимании…
Что они чувствуют в тот момент, когда звучит Бах? Ведь все мы знаем, что классическая музыка интеллектуальна, сложна для восприятия без специальной подготовки. Чтобы хоть немножко приблизиться к детскому мышлению, понять и прочувствовать эмоциональное состояние ребят во время соприкосновения с музыкальным искусством, я решила поговорить с ними о том, любят ли они классику, что такое классическая музыка и зачем она нужна. Ответы были интересные, неожиданные и трогательные. Вот некоторые из них:
«Музыка – это то, во что композитор вкладывает свою душу. И когда музыкант играет мелодии, он играет с чьей-то душой».
«Музыка – это душа. Она открывает перед нами двери. С музыкой мы живем».
«Музыка – это то, что делает нас счастливее. Когда мы слушаем музыку, нам становится лучше и хочется подпевать».
«Музыка нам нужна для жизни. Она влияет на животных. Еще может помочь цветку вырасти и стать ярче, чем обычно».
«Без музыки моя жизнь пуста! Каждый день я запускаю любимые мелодии, песни. Хотя очень мало времени ее слушать».
«Люблю музыку и музыкальные инструменты! На них мечта сбывается – приходишь и играешь».
Выходит, что дети с радостью познают классическую музыку, искренне увлекаются ею, несмотря на обилие насильственно внедряемой попсы. Получается, что только в высокообразованных семьях ребенку с детства прививается вкус и любовь к музыкальному искусству. Этим занимаются и детские музыкальные школы. Но здесь возникает проблема: чем являются эти школы в нынешнее время – средством образования и воспитания или способом демонстрации родителями своей обеспеченности?
Нередко ребенка приводят в музыкальную школу, дабы показать, что он не хуже остальных, и самоутвердиться за его счет. Наблюдаю, как водитель и няня суетятся, чтобы успеть отвезти малыша в «музыкалку», на плавание, на танцы, на иностранный язык, в художественный кружок… Тем временем их богатенькие родители пропадают в салонах красоты и бутиках или, наоборот, трудятся, перебегая с одной работы на другую. Образованием давно перестали заниматься дома. Все скинули на учителей, при этом не ставя их ни в грош. Уважение к учителю потерялось. Теперь учитель всего лишь «раб», который не имеет голоса и права. И как с этим бороться?
Я не знаю, как ведут себя дети в семье, чем они занимаются в свободное время, о чем думают, смеясь покидая музыкальный класс. Но я знаю точно, что на уроке у этих детей, информационно перегруженных, часто обделенных родительским вниманием, от музыки пробуждается душа. Музыка заставляет их думать, она рождает в их нежных сердцах чувства, порой весьма глубокие. А чувствующий человек не может быть равнодушным. Значит, несмотря ни на что, пока музыка звучит, еще есть надежда, что наш мир не утонет в человеческом равнодушии.
Наталья Русанова,
студентка IV курса ИТФ