Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Монотипия» сознания?

№ 7 (114), октябрь 2011

Удивительные вещи приходят порой в голову! Давно размышляю над вопросом о педагогике вообще и о своей работе в ДМШ в частности. И все кажется, что бьюсь там как рыба об лед. В самом деле, ну как, скажите на милость, заинтересовать этих детей – таких живых, умных, обаятельных подростков 12-17 лет, которым безразлично высокое искусство?!

Не подумайте только, что я не люблю свою работу. Несмотря на тотальную нехватку времени, крайне неудобный район и маленькую зарплату, работу я люблю. И этих непоседливых ершистых «чудищ», именуемых учениками – тоже. И коллектив у нас душевный. И с родителями я всегда на связи. Но школа, в которой имею честь преподавать музыкальную литературу, прямо скажем, рядовая. И находится в спальном районе, так что контингент там соответствующий – дети (по большей части, из немузыкальных семей) привычкой слушать и воспринимать серьезную музыку не обладают. Если малышей получается заинтересовать игрой, увлекательным рассказом, предваряющим прослушивание, то с ребятами постарше сложней.

Уже слышу праведные упреки в непрофессионализме и некомпетентности. Разумеется, я обладаю пока совсем небольшим опытом преподавания (несколько лет) и учиться здесь предстоит еще очень многому. Однако в целом мне обычно удается держать внимание аудитории, вести урок в форме интересной беседы, порой переходящей в диалог, иногда – в горячий спор. При этом, сохраняя неформальный тон общения, я не переступаю невидимой грани и не позволяю панибратства или неуважения. Люблю придумывать и фантазировать – последний выпускной экзамен у нас превратился в захватывающее соревнование двух команд. Ребята показали информированность в некоторых вопросах русской музыкальной культуры XX века, не дрожа от предэкзаменационного волнения.

Все это я рассказываю не для того, чтобы расписать яркими красками свою деятельность. Это попытка понять, почему же при всем радушном и интересном общении учеников с педагогом (не на какие-то посторонние темы, а именно о предмете) они не любят академической музыки. Ну не любят – и все тут! Да что ученики, если недавно в разговоре с консерваторской приятельницей в ответ на свои восторги от лекции по зарубежной музыке я услышала недоуменное: «Тебе что, правда это интересно?». К сожалению, и большинство детей классику не слушают, не желая себя ею утруждать.

Как-то в Интернете я наткнулась на статью о монотипии. Это техника рисования, основанная на отпечатывании (от греч. «monos» – один, «typos» – отпечаток): на оргстекле или плотной бумаге краской нужно наставить энное количество пятен, а после оттиснуть их на листе. Получаются такие выразительные кляксы, в которых можно угадать очертания чего угодно и потом довести рисунок до ума – главное, увидеть в живописном хаосе потенциальную красоту и гармонию. Может быть, в ярком и разноцветном сознании подрастающего поколения тоже скрыт потенциал для восприятия прекрасного?..

Полина Богданович,
студентка
IV курса ИТФ

На фото: работа художницы Арины Даур в технике монотипии

Поделиться ссылкой: