Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Классика и мы – совместимы?

№ 7 (114), октябрь 2011

Я не ученый-статист, не менеджер по продаже билетов на концерты классической музыки, я всего лишь студентка Московской консерватории. Но почему-то музыка, которую мы, молодые музыковеды, изучаем и которой, наверное, должны «болеть и жить только ей одной», совсем нас «не затягивает».

Я не могу сказать, что мне не нравится классическая музыка: я люблю играть Моцарта, Гайдна, Шопена, Прокофьева… Если мне предложат пойти на какой-нибудь очень хороший концерт, я с удовольствием пойду. Но, когда я сижу дома и выбираю, что бы мне такого послушать для души, я ставлю отнюдь не классику. И не я одна так поступаю.

Общаясь с музыкантами старшего поколения, видя их горящие глаза, когда они говорят о классической музыке, я со стыдом отдаю себе отчет в том, что не разделяю их запала. Думаю, это не я такая плохая, а это время такое: другое поколение, другие условия жизни.

Начнем с традиционного вопроса: какую музыку называть классической? Написанную в период с конца XVII по XXI век? А как же Средние века и Возрождение? Ведь изучение этого пласта переживает бурный расцвет в наши дни. Многие из современных музыкантов погружаются в эту культуру с головой, ощущая некое духовное родство с эпохами давно минувшими. История развивается по спирали…

Важная причина «охлаждения» современной музыкальной молодежи к классической музыке – расширение информационного поля, доступ к невиданным доселе услугам. Мы окружены бессчетным количеством музыкальных стилей, течений и направлений – классика, джаз, рок, поп, рэп, регги, этно, фолк… В рамках каждого из них существуют десятки разновидностей. Что ни день, то появление нового ансамбля, группы, солиста. Раздвижение пространственно-временных границ позволило изучать, исполнять и слушать традиционную музыку внеевропейских культур… Во всеобщем шуме таких разношерстных течений классическая музыка потерялась.

Но, пожалуй, главная причина потери интереса к классике заключена в ее сложности. Эта музыка требует от слушателя внимания, сосредоточенности, затраты духовных сил. А современное общество старательно и успешно воспитывается таким образом, чтобы у людей не возникало желание думать, тем более затрачивать какие-то там «духовные силы». Конечно, еще есть люди, имеющие такие потребности, но их единицы. В мире же самой академической музыки заметны подвижки, направленные на популяризацию: делаются всевозможные подборки из классических «хитов», которые можно слушать в качестве фона; идут оперы в скандальных и осовремененных постановках, дабы привлечь в театр простых граждан, далеких от искусства. Но «опопсение» классики не может возбудить к ней истинный интерес.

А бывает и другое: молодая пара, решив заняться своим культурным образованием, выбирает интересную программу – какой-нибудь из концертов Рахманинова или «Шехеразаду» Римского-Корсакова… Но исполнение, сухое и скучное, не оставляет следа в душе. Так и уйдут эти молодые люди с концерта без горящих глаз. А ведь ежегодно из консерватории выпускаются замечательные исполнители, дирижеры, способные своим мастерством и любовью к искусству увлечь любого. Но они почему-то не выходят на центральные площадки Москвы. Здесь затрагивается другая наболевшая тема: вопрос самореализации молодого исполнителя в современном капиталистическом мире…

Проблем у классики много. И нам надо помнить о них, искать решение, не пускать все на самотек. Наверное, выход есть и у каждого он свой. Кто-то из исполнителей ищет более тесного контакта с публикой, проводя концерты в непринужденной атмосфере, в уютных камерных залах или на открытом воздухе. А кто-то, возможно, откроет другой, нам пока неведомый путь. Будем ждать…

Ксения Заморникова,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: