Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Редкая гостья

№ 8 (115), ноябрь 2011

Просмотрев афишу всех консерваторских залов на несколько месяцев вперед, убеждаешься: современной музыке в ней отведено весьма скромное место. В основном мелькают имена Баха, Бетховена, Моцарта, Шумана (нередко отдельные произведения и даже целые программы звучат несколько раз за сезон). Чтобы встретить сочинения новых авторов (как русских, так и европейских), приходится потрудиться.

Консерватория ежегодно выпускает 10-15 молодых композиторов – где же звучать их музыке, как не в стенах Alma Mater? Однако она нередко вообще остается неисполненной либо звучит в филармонических залах, галереях современного искусства, на различных площадках страны и даже Европы – словом, везде, кроме консерватории. К сожалению, это наши реалии, но бывают и приятные исключения.

Одним из таких исключений стал сентябрьский музыкальный фестиваль «Творческая молодежь Московской консерватории». В рамках форума были заявлены не только выступления молодых исполнителей, но и композиторский концерт, посвященный творчеству выпускников 2011 года, а ныне аспирантов Композиторского факультета, лауреатов всероссийских и международных конкурсов Александра Хубеева и Николая Попова.

Концерт состоялся 19 сентября в Рахманиновском зале. Первое впечатление заставило задуматься – лестница перед входом в зал была заполнена гостями: здесь были и профессура, и студенты, и просто заинтересованные слушатели. Такой публикой мог бы гордиться любой исполнитель – понимающая, чуткая, готовая к адекватному восприятию. На всем протяжении концерта в зале царила сосредоточенная, но в то же время доброжелательная атмосфера. Причем, по словам организаторов и исполнителей вечера, никакой специальной работы по приглашению слушателей не проводилось – обычные афиши, обычная интернет-рассылка… Это еще раз подтверждает неоспоримый факт: современная музыка интересна слушателю и очень востребована. При правильной подаче.

В концерте приняли участие два коллектива – «Ансамбль ударных инструментов» под руководством Марка Пекарского и ансамбль «Галерея актуальной музыки» под руководством Олега Пайбердина. Программа была выстроена очень умно: чередовались пьесы с электроникой и без нее, с видеорядом и без него; звучала и собственно акустическая музыка. В процесс чередования были вовлечены и исполнители – ансамбли также попеременно сменяли друг друга.

Композиторы представили слушателям актуальный продукт для своего времени: новые формы, новые звуки, новые возможности в сочетании инструментов. Были использованы и видеоряд, и электроника, и элементы инструментального театра. Естественно, для осуществления замыслов, отвечающих сегодняшним реалиям, необходимо соответствующее техническое оснащение. Оно было предоставлено Центром электроакустической музыки Московской консерватории, которым руководит профессор И. Л. Кефалиди. Было сделано все, чтобы заинтересовать слушателя, погрузить его в состояние чего-то нового, порой эпатажного.

По словам А. Хубеева, его интересует, что именно в звуке можно использовать как объект. Нередко за основу берется необычный материал. Например, в пьесе для ансамбля ударных «Glassary» автор создал своеобразный словарь приемов игры на стаканах, что отражено в названии (оно образовано от «glass» /стакан/ и «glossary» /словарь/). Для ее исполнения необходимы 8 стаканов, 6 пластиковых карточек, 4 смычка, 4 спицы и 4 линейки. На протяжении сочинения композитор находит все новые инварианты их звучаний. Первая и заключительная часть – монотембровы, в них использованы разнообразные приемы игры лишь на стаканах; в среднюю часть вовлекаются другие названные предметы.

Украшением вечера стала музыка к польскому анимационному кино второй половины XX века. В работе над фильмом «Kundelku ujadaj perelko rob pieklo» А. Хубеев оттолкнулся от структуры изображения, которая состоит из шести блоков. К каждому из них композитор создал тембровую зарисовку, исходя из единства звука и «картинки». А в мультфильме «Флаг молодых», созданном в 60-е годы (реклама популярного печатного издания), композитор Н. Попов избирает другой путь. Изображение пестрит хроникой того времени, а музыка представляет собой единый крещендирующий пласт, в котором, как некий символ эпохи, время от времени возникают ритмы танго.

В завершение концерта прозвучала пьеса Н. Попова «Incendo» для ансамбля ударных, название которой означает «заклинание огня». В ней присутствуют все знаковые составляющие ритуала: господство ритма с разнообразием метроритмических структур, напластование фактур, крещендирующая форма, приводящая к грандиозной кульминации. Блестящее исполнение Ансамблем Марка Пекарского сделало премьеру этого сочинения ярким финальным акцентом.

Слушатели уходили из зала совсем не уставшими. Наоборот, их лица не покидало выражение крайней заинтересованности и осмысления. Казалось, они готовы совершить еще одно увлекательное интеллектуальное путешествие. И невольно возникал вопрос: «Почему же современная музыка – столь редкая гостья в наших стенах?»

Однозначного ответа здесь нет и быть не может. Ясно одно: сейчас все держится на энтузиазме небольшой группы композиторов и исполнителей, а нужна система. Необходим выход из замкнутых культурных пространств отдельных городов. Музыка наших выпускников должна занять важное место в концертных программах консерватории, должна звучать. Иначе структура образования (всего несколько концертов в год на пять курсов факультета!) закольцовывается и кусает сама себя за хвост. Пришла пора перемен.

Алина Булахова,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: