Две премьеры
№ 8 (115), ноябрь 2011
19 октября Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева выступил на Фестивалe Большого зала консерватории. В концерте прозвучали музыка Малера и сразу две премьеры современных композиторов: три драматических фрагмента Романа Леденева «Последний полет» и вокально-симфоническая сюита для баритона с оркестром Гии Канчели «Не печалься» (российская премьера).
«Последний полет» Роман Леденев создал в 2009 году в память о Марии Валентиновне Распутиной – дочери выдающегося русского писателя, которая трагически погибла в авиакатастрофе в Иркутске в 2006 году. Марию Валентиновну очень многое связывало с Московской консерваторией: сначала она здесь училась, потом работала. Весть о том, что ее нет в живых, потрясла многих.
Композитор попытался передать всю горечь потери, которые пережили ее близкие, родные и друзья. И это действительно получилось. В музыке много трагизма, но есть и моменты светлой лирики (к примеру, самое начало). Несмотря на то что автор определил жанр сочинения как «три драматических отрывка», оно воспринималось очень цельно. Зал в этот вечер был полон. Слушатели сумели по достоинству оценить премьеру сочинения и тепло приветствовали композитора.
Вокальный цикл Гии Канчели «Не печалься» создавался по заказу Симфонического оркестра Сан-Франциско и впервые прозвучал в 2002 году. Тогда солировал Дмитрий Хворостовский. Московская же публика услышала известного латышского певца, солиста Латвийской оперы Эгила Силиньша.
Цикл построен по принципу рондальности. Функцию рефрена выполнял «грозный» эпизод на «ff», которым открылось сочинение. По контрасту с его наступательной энергией звучали лирические фрагменты, например, светлая тема на словах: «Но видит Бог, есть музыка над нами». Это казалось очень символичным – такое звучание можно было и вправду уподобить волшебной, божественной музыке. Всех присутствующих в зале покорила красота сочинения, которым завершилось первое отделение концерта. Можно сказать, что в этот вечер современная музыка и слушатель нашли друг друга.
Во втором отделении в прекрасном исполнении прозвучала Первая симфония Малера. Это классическое произведение очень органично вошло в программу концерта и не воспринималось как резкий контраст по отношению к премьерам современных композиторов.
Снежана Сунцова,
студентка IV курса ИТФ