Трагический гений
№ 7 (96), октябрь 2009
Шведская симфоническая музыка ХХ века практически неизвестна в России, в то время как в музыкальной жизни Швеции ХХ век – эпоха значительных событий, интересных явлений, новаторских поисков. Густав Аллан Петтерсон – один из выдающихся современных шведских композиторов, крупнейший симфонист, автор 17 симфоний.
Личность Петтерсона – его характерная резкая манера выражаться, происхождение из низших слоев общества, тяжелая болезнь – невольно создавала трагический образ непризнанного гения. Из-за сложных жизненных обстоятельств каждое новое произведение Петтерсона воспринималось как еще одна страница его печального дневника. Мир его сочинений день ото дня становился все более мрачным и угрюмым. В музыке композитора часто хотели расслышать отзвуки его собственной борьбы, отчаяния, горечи, смирения. О таких односторонних толкованиях своих сочинений Петтерсон говорил: «Все, что я хотел сказать, я сказал в своей музыке, но она не говорит ни о чем».
Густав Аллан Петтерсон родился в 1911 году в шведской провинции. В семье кузнеца Карла Виктора Петтерсона он был младшим из четырех детей. Вскоре после его рождения семья переехала в бедный рабочий район на юге Стокгольма.
Его детство, как и вся дальнейшая жизнь, прошло в трудных условиях. Отец много пил и отличался тяжелым нравом. В 12 лет Аллан, скопив денег от продажи рождественских открыток, купил скрипку и сам начал учиться игре на ней. Отец, далекий от искусства, счел этот поступок возмутительным, слишком эгоистичным для мальчика из простой рабочей семьи, и наказал сына.
Единственным источником света для Петтерсона была его мать, глубоко верующая женщина, которая пела детям религиозные гимны и немного играла на гитаре. Петтерсон с теплотой вспоминал ее: «Моя музыка – это мама. Это ее голос звучит в ней. Я хотел бы прокричать слова, которые она уже никогда не скажет».
Несмотря на препятствия со стороны отца и недовольство соседей, с 14 лет Петтерсон посвятил все свои силы и время любимому инструменту. Он играл, где только возможно: на свадьбах и похоронах, на митингах и сеансах немых фильмов, зарабатывая на жизнь и одновременно упражняясь. Самоучка, Петтерсон достиг определенного мастерства и решил поступать в Стокгольмскую Королевскую консерваторию. Его не приняли. Но целеустремленность молодого человека была вознаграждена, и через четыре года его попытки, наконец, увенчались успехом. Юноша из бедной семьи рабочих осуществил свою мечту стать музыкантом – благодаря огромному желанию, строгой самодисциплине и невероятному упорству. Но уже в студенческие годы он остро почувствовал отчуждение – и среди своих родных, и в обществе богемной молодежи. В кругу своих коллег Петтерсон приобрел репутацию прекрасного, тонкого и эрудированного музыканта, но неуживчивого человека со сложным характером.
В годы учебы он начал сочинять – эпизодически, в камерных жанрах. Почти во всех произведениях звучала любимая скрипка.
Окончив консерваторию по классам скрипки и альта, Петтерсон поступил на службу в Стокгольмский филармонический оркестр. Значительную часть репертуара оркестра составляла современная музыка, с ним сотрудничали выдающиеся европейские дирижеры.
Однако тяга к композиции проявлялась все сильнее. Чувствуя недостаток знаний, Петтерсон неустанно совершенствовался в композиторском мастерстве. Он брал частные уроки у одного из крупнейших шведских музыкантов ХХ века Карла-Биргера Блумдаля. Петтерсон был старше своего учителя, но широкая известность пришла к нему намного позже. «Я бы не осмелился так писать», – говорил авангардист Блумдаль о своем ученике.
Первым значительным сочинением Петтерсона стал цикл «24 босоногие песни», написанный на собственные тексты и опубликованный в середине 40-х годов. Название цикла связано с сюжетом одной из песен – о девушке, которая идет босиком по терновнику и чертополоху. Возможно, этот символический образ был созвучен личному ощущению автора, его взгляду на собственный тернистый путь. Стихотворения наполнены воспоминаниями о непростом детстве и юности Петтерсона. Позднее он не раз возвращался к материалу цикла в крупных сочинениях. Прекрасные мелодии часто становились темами медленных лирических эпизодов в очень драматичной в целом музыке и звучали подобно утешающему голосу среди бури.
Итогом творческого десятилетия 40-х годов явились последние камерные сочинения – наиболее сложные и совершенные по технике, оригинальные по составу исполнителей. Фуга для деревянных духовых стала первым публично исполненным произведением почти сорокалетнего композитора.
В 1950 году Петтерсон решил полностью посвятить себя истинному призванию. Он оставил работу в оркестре и вновь отправился учиться в Париж, который после Второй мировой войны стал одним из центров европейского авангарда. Под руководством Рене Лейбовица он изучал серийную технику – как и Пьер Булез несколькими годами ранее. Также он посещал занятия в классах Онеггера, Мессиана и Мийо.
Начиная с 50-х годов и до конца жизни Петтерсона главным жанром в его творчестве становится симфония. Сочинения глубоко самобытные, технически сложные, но наполненные подлинно человеческими, близкими каждому эмоциями, его симфонии постепенно завоевывают сердца слушателей.
В 60-е годы к немолодому уже композитору приходит широкое признание. Однако в это же время усиливалось тяжелое заболевание, которое привело впоследствии к полной недееспособности. Пятая симфония стала последней, которую Петтерсон записал собственной рукой. В дальнейшем он уже не смог обходиться без посторонней помощи.
Петтерсон стал известен во всем мире буквально за один день. 13 октября 1968 года была исполнена его Седьмая симфония. После ее окончания тяжело больного Петтерсона многократно вызывали на сцену, аплодируя ему стоя. Седьмая симфония стала последним произведением, на премьере которого Петтерсон смог присутствовать.
Последнее десятилетие жизни Петтерсон провел в стенах своей квартиры и в больничной палате. Тяжелая болезнь прогрессировала, к тому же у него был обнаружен рак. В эти годы между Петтерсоном и Стокгольмским филармоническим оркестром произошел конфликт, в результате которого композитор разорвал отношения с прежними коллегами и постоянными исполнителями его симфоний и укрепил свою репутацию крайне неуживчивого человека. В последние годы жизни Петтерсона его музыка редко звучала в концертных программах.
Но вопреки всем обстоятельствам он работал как никогда много. В эти годы были написаны еще семь симфоний, концерты, кантата «Мертвец на площади». Его последняя симфония осталась неоконченной: 20 июня 1980 года Петтерсон умер.
Мария Казачкова,
выпускница ИТФ