Бах + Джаз = ?
Бах + Джаз = ?
Поразительно, как музыка Баха выживает,
несмотря на все попытки ее интерпретации.
А.Хьюит
В 2000 году на площади Святого Марка в Лейпциге состоялся концерт из произведений И.С.Баха. Причем большинство из них было исполнено отнюдь не в аутентичном виде, а в джазовой интерпретации. В концерте принимали участие знаменитые музыканты – Бобби МакФеррин, Жак Лусье вместе со своим трио, группа «King’ Singers», «Quintessence Saxophone Quintet». Несмотря на дождь, публика не покидала площадь в течение всего вечера, одухотворенные лица людей были полны счастья…
В XX веке происходит подлинное возрождение интереса к творчеству великого немецкого композитора, развивающееся в двух направлениях: аутентичном и интерпретационном. Представители первого стремятся максимально приблизить звучание к старинному: восстанавливают инструменты, занимаются поиском уртекстов. Вторые, напротив, отталкиваясь от баховского текста, предлагают свои трактовки и переложения. Одним из величайших интерпретаторов музыки Баха является Глен Гульд. А первые джазовые обработки потрясли мир в 1960-е. Это была вокальная группа «Swingle Singers», записавшая некоторые прелюдии и фуги композитора в духе свинга с «ненавязчивыми» ударными. В дальнейшем многие музыканты исполняли баховские произведения в джазовой интерпретации, имея огромный успех как в среде профессионалов, так и любителей творчества композитора (выделим уже упомянутых Жака Лусье и Бобби МакФеррина).
Однако далеко не все музыканты сейчас оценивают такие смелые трактовки положительно. Довольно распространенным является мнение, что серьезная баховская музыка не совместима с легкой джазовой. Так ли это в действительности? Несомненно, что музыка Баха наполнена философией. Но есть своя философия и в джазе. А ведь настоящее искусство в любых видах, по сути, всегда затрагивает одни и те же вечные темы. Таким образом, профессионально исполненная джазовая интерпретация выражает то же, только другим языком и средствами.
Кроме того, музыканты отмечают общность двух данных, на первый взгляд совсем разных стилей. Прежде всего, это скупость исполнительских указаний, дающая необыкновенную свободу выражения и трактовки. Кроме того, принцип развертывания баховских тем (прорастание из ядра) напоминает импровизационный характер джазовых мелодий. «Джаз имеется в самой природе баховской музыки, – говорит Жак Лусье в интервью. – Ведь композитор использует тот же тип басовой линии (basso continuo). Сходна c джазовыми и конструкция баховских тем, которые в большинстве случаев состоят из 8 или 12 тактов, как в блюзе, 16 или 32 тактов, как в джазовых стандартах.»
Как видим, джазовое искусство и баховская музыка совсем не противоречат друг другу. И не нужно бояться, что произведения композитора в таком исполнении потеряют глубину и станут «пошлыми». Согласимся со словами баховеда Й.Кобаяши: «Музыка Баха остается музыкой всегда. Ее невозможно уничтожить».
Александр Великовский,
студент IV курса ИТФ