Практика для души
№ 1 (90), январь 2009
Зачем нужна педпрактика? Этим вопросом чаще всего задаются музыковеды и композиторы, ведь только им доверено вести групповые занятия по музыкальной литературе, сольфеджио и другим теоретическим предметам. Вечно занятые, едва успевающие справиться с основными предметами студенты более охотно ответят на вопрос противоположный: что педпрактика у нас отнимает? В один голос сольются сетования на нехватку времени, на несовпадение интересов студента-педагога и учебной программы, и особенно на усталость студента, выдержавшего в течение дня три пары и индивидуальные занятия (если педпрактика вечером в четверг) или лишившегося единственного утра, в которое можно было бы выспаться (если педпрактика в воскресенье).
Не секрет, что многие студенты-педагоги ведут уроки формально. Такое бывает, когда самого студента не интересует тема урока, а личность композитора не вызывают у него ни симпатии, ни уважения. Чаще всего ученики заражаются равнодушием педагога и переносят это отношение на музыку.
Встретившись в начале семестра с новой группой вокалистов, я несказанно удивилась необыкновенному энтузиазму учеников, некоторые из которых были намного старше меня. Казалось странным, что взрослые люди убегают с работы, отрывая часы от дел, отдыха и семьи ради встречи с музыкой… Когда видишь такое, раскаиваешься в своем равнодушии. За рутинными занятиями и учебными проблемами студенты часто теряют понимание радости постоянного общения с красотой. Но иногда взгляд со стороны на твое дело помогает самому осознать истинную ценность и предназначение избранной профессии, преодолеть инертность восприятия, леность души. Так порой, привыкнув, уже не замечаешь красоту и редкие душевные качества близкого человека, но стоит кому-то обратить на него внимание, как заново осознаешь и ценишь счастье общения с ним.
«Свежий взгляд» на произведения, которые с детства помнятся наизусть, открывает в них новые горизонты. Если урок ведется в свободной форме общения, когда происходит активное обсуждение музыки, порой один внезапный вопрос «а почему здесь так?» заставляет педагога по-новому взглянуть на знакомую музыку. Отвечая на вопросы учеников, размышляя вместе с ними над замыслом композитора, иногда приходишь к совершенно неожиданным выводам. За такую возможность услышать давно знакомую музыку «новыми ушами», свободными от стереотипов профессионального восприятия, я благодарна педпрактике.
Конечно, для подобной беседы необходимы хорошие человеческие отношения между студентом-педагогом и его учениками. О проблемах общения с детьми сказано много, но гораздо менее распространена ситуация, когда учитель намного младше своих учеников, что нередко бывает на педпрактике в группах вокалистов. Студент, привыкший к наставительному тону профессоров, попадает в ситуацию, когда несколько человек старше его обращаются к нему по имени-отчеству и внимательно выслушивают его профессиональное мнение. На мой взгляд, это благотворно влияет на развитие личности, придавая студенту чувство уверенности в себе.
Конечно, такие возрастные несоответствия создают и курьезные ситуации. Музыку нельзя изъять из контекста всей человеческой культуры. Возникающие в связи с ее обсуждением философско-этические или религиозные проблемы при заинтересованном отношении могут вызвать серьезные разногласия и бурные споры, особенно в группах с большим возрастным разбросом. Но кем бы ни были ученики и сколько бы ни было лет учителю, он все-таки педагог. Именно он всегда будет восприниматься как «судья», который должен подытожить обсуждение, примирить спорщиков и вывести разговор на нужный путь в связи с дальнейшей программой урока.
И тогда же формируется важное качество, которое, на мой взгляд, стоит считать первостепенным для молодого педагога. Это – чувство ответственности перед музыкой, ощущение своей миссии посредника между композитором и людьми, которым ты его представляешь. Порой приходится преодолевать предубеждения (особенно это касается музыки ХХ века, которая труднее воспринимается любителями). И только от студента зависит, сможет ли он дать ключ к творчеству композитора и впустить учеников в его мир, или, уверившись в непривлекательности этой музыки, они уже никогда не захотят к ней вернуться. Нельзя заставить полюбить, но можно и нужно научить понимать, а как показывает жизнь, часто с пониманием приходит и любовь… Бывает, что рассказываешь о композиторе, творчество которого тебе не близко, но, вопреки своему отношению, стараешься вызвать у учеников уважение к нему. И вдруг, видя, как загораются их глаза, и разделяя их радость, начинаешь лучше чувствовать эту музыку, незаметно для самого себя уже к концу урока меняя отношение к ней на более теплое…
Умение «достучаться» до сердца и получить душевный отклик важно для каждого человека, а для музыканта особенно. Исследование чужой и развитие своей души, а не только опыт педагогической деятельности – вот что дает нам педпрактика!
Елена Мусаелян,
студентка IV курса ИТФ