Незабываемая встреча
№ 1 (90), январь 2009
Что мы знаем о современной болгарской музыке? Когда я говорю «мы», я имею в виду среднестатистического музыканта, имеющего представление о Пендерецком и Лютославском, о Ноно и Берио, о том, что они являются представителями своих национальных школ. Но, видимо, пословица «Курица – не птица, Болгария – не заграница» спроецировалась и на наше представление о болгарских композиторах, творчество которых воспринимается как нечто периферийное и не заслуживающее особого внимания. А жаль!
И вот, решив устранить дистанцию между болгарскими композиторами и своим представлением о них, я решил лично познакомиться с Василом Казанджиевым – крупнейшим деятелем современной музыкальной культуры Болгарии. Узнать о нем на русском языке можно следующее: Казанджиев – выдающийся дирижер, педагог, композитор, автор многочисленных камерно-инструментальных и симфонических сочинений… «Что скрывается за этими определениями?» – этот вопрос волновал меня так же, как вопрос, кто скрывается за дверью квартиры в Софии, перед которой я стою, нажав кнопку звонка.
И вот мы сидим друг против друга и ведем обстоятельную беседу. Казанджиев рассказывает мне о своих детских годах, проведенных на фоне сельской жизни, о первых шагах на музыкантском поприще, о том, как они привели его в стены Софийской консерватории, которую он с успехом закончил по классу композиции. «Это были годы, когда государственный строй бесцеремонно вмешивался во все сферы общественной жизни. Он предписывал, какую музыку сочинять, какую исполнять. Новые музыкальные веяния, которые принесла с собой вторая волна авангарда, до нас доходили окольными путями». Тем не менее, молодой выпускник консерватории живо откликнулся на них и стал творить в новейших техниках: прежде всего сонорной, алеаторической и других. Фестиваль «Варшавская осень», на котором было представлено первое сочинение Казанджиева в этом роде – струнный квартет «Перспективы», – стимулировал этот процесс.
Однако композитор мучительно ищет свой путь и к 70-м годам наконец находит то, что оказывается востребованным и на Родине, и в Западной Европе. В русле актуального для того периода неофольклорного направления появляются оригинальные сочинения Казанджиева, такие как «Живые иконы», «Картины Болгарии», «Псалмы и ритуалы». В них свежей струей проявили себя интонации болгарской народной и церковной музыки. Все эти сочинения автор представил на суд публики в исполнении основанного им камерного оркестра «Софийские солисты» под собственным руководством.
«Метод, к которому я пришел, оказался настолько вдохновляющим, что я пользуюсь им и по сей день, – говорит Казанджиев. – Особенно удачными я считаю «Живые иконы», в которых мне удалось выразить своеобразные идеи своеобразными средствами».
Настоящий композитор всегда находится в творческом поиске. И даже расширенный «послужной список», в который включены уже 5 симфоний, концерты, струнные квартеты, многочисленные сочинения для камерного оркестра, не дает Казанджиеву морального права довольствоваться результатом. «Я бы многое исправил, написал по-другому, многим я неудовлетворен. Но это дает мне повод писать больше и лучше.»
Алексей Любимов,
студент IV курса ИТФ