Мамакабо по-русски
№ 2 (91), февраль 2009
Современная музыка такая разная: наполненная высокими идеями и бестолково-пустая, примитивная и сложная, доступная массовому слушателю или только избранному кругу. Конечно, это крайние полюса современного искусства, но они, сами того не подозревая, произвели на свет некое новое направление некоммерческой музыки, которое вмещает в себя многое: фолк, джаз, рок, регги. Их объединяет общее стремление к свободному и независимому ни от каких «форматов» творчеству, к возрождению профессионализма и мастерства. Именно такой уникальный фестиваль живой «позитивной» современной музыки прошел этой осенью в Москве. Под названием «Мамакабо»..
Слово «мамакабо» на языке жителей острова Провидения означает «Добрый день!», «Как дела?», «Здравствуй!». Привез его оттуда музыкант Андрей Баранов – его первый и единственный альбом так и называется «Мамакабо». Он был идейным вдохновителем создания международного фестиваля гитарной музыки, мечтал собрать под одной крышей всех выдающихся музыкантов, работающих не на рейтинги и рекламу, а ради искусства. Но воплощения своей мечты так и не увидел. Андрей Баранов погиб в автокатастрофе в 2003 году. Спустя год его друзья организовали первый фестиваль «Мамакабо».
Выступления проходили в концертном зале «Мир» – большом и красивом, с огромной сценой и хорошим звуковым оборудованием. Количество участников было довольно большим, и среди них (главное событие!) – прославленный канадский гитарист Томми Эммануэль. Мастер, волшебник своего инструмента, он, играя на обычной акустической гитаре, умудрялся извлекать звуки, подобные всем инструментам реальной группы, включая ударные. «А теперь разрешите представить вам мою туровую группу», – обратился он к залу и показал, каким образом он «играет» за бас-гитару, ритм-гитару и барабаны… И, разумеется, солирует!
Также, но, правда, по разным причинам, запомнились выступления кларнетиста Сергея Клевенского и балалаечника Алексея Архиповского. Последний предложил эдакое попурри из известных тем (увы, самые бурные аплодисменты вызвало исполнение стандартного звонка мобильника Nokia). Но при всей виртуозности создалось впечатление, что Алексей лишь фокусник, развлекающий публику. Он сопровождал свою игру гримасами, улыбками, перепрыгивая от одного трюка к другому, не давая публике ни заскучать, ни по-настоящему погрузиться в атмосферу своей музыки.
Зато очень оживило концерт участие кларнетиста, а по сути мульти-инструменталиста, освоившего более десятка самых экзотических духовых инструментов, Сергея Клевенского. Его выступление вместе с гитаристом Иваном Смирновым моментально зарядило зал положительной энергетикой.
Трогательно прозвучало исполнение маленькой Машей Лапшиной духовного стиха в память о родоначальнике фестиваля.
В целом фестиваль прошел успешно, кстати, впервые на московской сцене. И провозглашенный закон об «аудиоэкологии» «Мамакабо» – «территории чистой музыки, свободной от фонограмм, попсы, халтуры и пошлости на сцене», не был никем нарушен.
Анна Утешева,
студентка IV курса ИТФ