Отмечаем юбилей
№ 2 (91), февраль 2009
7 января исполнилось 110 лет со дня рождения Франсиса Пуленка, а два дня спустя, 9 января, в Концертном зале имени Н.Я.Мясковского состоялся вечер камерной музыки французского мастера. На это событие откликнулись студенты класса концертмейстерского искусства заслуженной артистки России профессора Маргариты Ивановны Кравченко.
Молодые музыканты поставили перед собой непростую задачу. К исполнению своих вокальных сочинений Пуленк всегда относился с большим трепетом, ревностно следя за их сценической жизнью и «доверяя» лишь избранным певцам. Для исполнителей последующих поколений композитор написал «Дневник моих песен» – краткие авторские рекомендации к исполнению его романсов. И все же эти заметки проблемы не решают. А для отечественных певцов и пианистов дело осложняется еще и тем, что в России фактически не существует традиции исполнения вокальной лирики Пуленка. Более того, многие вокальные циклы по сей день звучат не целиком, а отдельные романсы представляют собой «репертуарную редкость».
Программа концерта получилась разнообразной, поскольку ни одно из выбранных сочинений Пуленка не похоже на другое. Четыре «Арии» («Airs Chantés») на слова Ж.Мореаса – своеобразный неоклассический опыт композитора; пять романсов цикла «Банальности» на слова Г.Аполлинера воплотили идею «озвучивания» стихотворного текста; миниатюры из «Метаморфоз» (слова Л. де Вильморен) полны изящества, а «Короткая соломинка» предстает как вереница обаятельных и наивных детских песенок. В завершение музыкального вечера прозвучала Соната для скрипки и фортепиано, которую исполнили Илья Гайсин и Карина Магакян.
В концерте принимали участие певицы Юлия Каракасиян и Ксения Одинцова, а фортепианные партии исполняли Алексей Кудряшов, Иван Соколов и Елена Тарасова. В их интерпретации чувствовались, с одной стороны, мастерство и зрелость, с другой – огромная симпатия к творчеству Пуленка.
«Все зависит от индивидуального восприятия этой музыки, – отметила проф. М.И.Кравченко. – Можно увидеть в ней только ясность формы, мелодическую простоту, прозрачность тембров. Или изящество фразировки, интонационное богатство и глубокую искренность. Или же эмоциональную насыщенность, проявляющуюся в драматических, иногда речитативных эпизодах, характерных для живой французской речи. Но все это – Пуленк, и от мастерства и интеллекта исполнителей зависит, насколько полноценно прозвучат его сочинения для современного слушателя.
Популярные сочинения Пуленка довольно часто играются студентами в концертах. Но в этом году прозвучали новые для многих любителей музыки циклы, прежде не исполнявшиеся. Благодаря титаническим усилиям Елены Тарасовой, взявшей на себя организацию фестиваля «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка», а также фанатизму (в хорошем смысле) моих студентов Ивана Соколова, Алексея Кудряшова и Карины Магакян, мне кажется, мы вышли на качественно иной уровень исполнения этой музыки. Надеюсь, что и французский шарм сочинений Пуленка нам удалось сохранить.»
Материал подготовила Наталия Ренёва,
студентка V курса ИТФ