Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Планета Жана-Мишеля Жарра»

№ 2 (91), февраль 2009

ЖаррВ ноябре прошлого года Академический большой хор Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева дал концерт, на котором присутствовал Жан-Мишель Жарр – один из самых известных французских композиторов современной электронной музыки. В традиционную программу хора впервые вошли два номера из электронно-симфонического альбома молодого автора Константина Кайханиди «Планета Жана-Мишеля Жарра»: «Гимн Кислороду» и «Молитва».
Хор РХТУ по праву считается одним из старейших любительских хоров России. Он был основан в 1905 году как хор Московского промышленного училища под руководством выпускника Московской консерватории, ученика С.И.Танеева Михаила Ильича Николаевского. С ним сотрудничали М.М.Ипполитов-Иванов и С.И.Танеев, хор привлекался к постановкам в знаменитой Опере Саввы Мамонтова и частных московских оперных театрах, включая такие спектакли, как «Иван Сусанин» М.Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского.
Сегодня в коллективе более 100 участников. С января 2005 года его возглавляет Борис Тараканов (выпускник Московского государственного университета культуры и искусств). В работе ему помогают талантливые хормейстеры Александр Иванов (МГК) и известный композитор Антон Федоров. Хор поддерживает творческие и дружеские связи с Полифонической ассоциацией Тосканы (Италия), Миланской консерваторией, Пизанским университетом. Записи хора передаются по радио и телевидению. В декабре 2005 года на сцене Государственного Кремлевского дворца хор выступал с легендами мировой оперной сцены – Хосе Каррерасом и Марией Гулегиной. После концерта великий тенор назвал коллектив своим любимым хором в России, а примадонна предложила целый ряд интересных совместных проектов.
Идея участия хора в записи электронно-симфонического альбома «Планета Жана-Мишеля Жарра» родилась после знакомства с музыкой К.Кайханиди. Композиции Кайханиди, самого компетентного российского продолжателя традиций Жана-Мишеля Жарра (по оценке самого французского маэстро), наполнены тонким мелодизмом. В своем звуковом мире он мастерски воссоздает иллюзию пространственных отношений. По словам Б.Тараканова, для хора здесь не было никакого открытия, просто коллективу было интересно поставить эксперимент, вступить в ранее неведомую область музыкального искусства. После нескольких прослушиваний Б.Тараканову стало ясно, где будет вступать хор, а где солистка-сопрано Ирина Сакне. Были подобраны тексты Леонардо да Винчи.
Хору удалось сохранить академизм в рамках неакадемического жанра, хотя сам способ работы, по признанию руководителя, был совершенно новым: нужно было вплести тембр человеческих голосов в звуки, которые не существуют в природе. Это получилось не с первого раза – исполнители трудно входили в новые акустические условия. «Участникам пришлось серьезно перестраиваться, ведь незадолго до работы над проектом «Jarre Planet» был записан компакт-диск «Золотая Пасха», куда практически полностью вошла Пасхальная служба – с колоколами, возгласами чтения Апостола и Евангелия… Духовная программа и лазерное шоу – это как бы разные Вселенные с весьма отличающимися энергиями, – считает Б.Тараканов. – Работа над проектом еще раз показала, что у такого универсального инструмента, как хор, нет и не может быть границ.»
Слушатели и поклонники хора оценили новый, столь радикальный альбом. Как только вышел его тираж, несколько экземпляров было послано Хосе Каррерасу, Пласидо Доминго, Марии Гулегиной, Светлане Бонифорти, Жану-Мишелю Жарру. Все они остались очень довольны новой работой хора. Маэстро Жарр выразил желание лично познакомиться с ним – так состоялся названный концерт. Маэстро был в полном восторге и предложил хору принять участие в его шоу, посвященном Году астрономии.

Елена Ровенко,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: