В зоне турбулентности
№ 2 (91), февраль 2009
Как-то в Кафедральном соборе Римско-Католической церкви давали представление великих «Страстей по Иоанну» Баха совместными силами отечественных и зарубежных исполнителей. Именно термин представление, действо, даже шоу, а не концерт, более всего подошли бы для этого события.
Вероятно, задача организаторов предполагала совместить несколько элементов исполнения: музыкальный, сценический и магический. Последний получил свое выражение в экстраординарных световых эффектах: cобор просто утопал во всех цветах радуги, смена которых, согласно логике сюжета, простиралась от ослепительно-ярких до сумрачно-темных. Находясь там и испытывая воздействие света, публика поистине вошла в некое магическое, даже таинственное состояние. Не будет преувеличением сказать, что в области воздействия на слушателя путем реализации световых решений организаторы ушли далеко вперед многих композиторов!
Сценическое начало также отличалось оригинальностью. Истории известны случаи сценических постановок кантатно-ораториальных жанров, да и в «Страстях» Баха сюжетная линия представлена весьма полно. Костюмы главных персонажей, стражников и иудейского народа вполне отвечали аутентичным требованиям, поскольку именно таким было исполнение. К сожалению, полноценно рассмотреть и оценить игру актеров посчастливилось только тем, кто сидел непосредственно в центральном проходе храма. Зрителям, сидящим за колоннами, как и тем, кто сидел сбоку, достались лишь световые эффекты.
Музыкальное исполнение этого представления, как принято говорить, оставляло желать лучшего, несмотря на весьма сильный состав. Достаточно высокий уровень мастерства удалось показать немецким солистам и нашему хору, состоявшему преимущественно из студентов консерватории. Но инструменталисты с музыкой Баха все-таки не справились.
Случались и незапланированные «антракты», которые начинались с ужасающих слов: «Всем оставаться на местах…», после чего хотелось добавить: «Наш самолет попал в зону турбулентности»… А ведь за это «представление» большая часть зрителей заплатила свыше тысячи рублей!
Александр Баранов,
студент IV курса ИТФ