Соц-арт в багровых тонах
№ 7 (87), октябрь 2008
Имя Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953) в широких музыкантских кругах известно не очень хорошо. Оно отсутствует в энциклопедиях и справочниках, даже в сети Интернет удается добыть о нем очень скудную информацию. Так что премьеру «Камерной симфонии» на фестивале «Московский форум» можно считать открытием: перед московской публикой предстал яркий, самобытный художник. Его музыка ворвалась в зал подобно порыву свежего ветра.
Энергетический заряд, заложенный в симфонии, поистине поражает. Произведение лаконично, даже афористично (три части по времени занимают меньше двадцати минут) и при этом чрезвычайно концентрированно по драматургии, насыщено разнообразными «событиями», неожиданными поворотами мысли.
Стиль высказывания композитора – эмоционально приподнятый, искренний – выдает художника «романтического» типа. Его музыка, откровенно направленная на слушателя, воспринимается очень легко. Музыкальный язык симфонии не перегружен изощренными мелодическими и гармоническими приемами, автор не стремится «изобрести» эффектную звучность. Но, вместе с тем, авторский почерк явственно ощущается.
Новизна этого сочинения – прежде всего в оркестровке. Состав оркестра – деревянные духовые, медь, фортепиано и ударные – для камерного оркестра первой половины XX века (симфония написана в 1940 году) нетипичен. Идея индивидуально «сочиненных» составов по-настоящему заявит о себе лишь во второй половине столетия.
Тематизм – яркий, интонационно активный, рельефный – как будто высечен в камне. Отдельные темы (особенно в финале) по своему мелодическому рисунку могут показаться несколько прямолинейными, «плакатными». Иногда мы слышим и откровенные звукоподражания (в одном из эпизодов финала оркестровыми средствами изображается конная скачка). Но следует ли эти качества причислять к недостаткам и ставить их в упрек композитору? Думаю, нет. Музыкальное произведение нельзя рассматривать отдельно от контекста: нередко именно он помогает выяснить, что побудило автора обратиться к тем или иным выразительным средствам.
Симфония была написана по госзаказу: Ярославское отделение Союза композиторов объявило о проведении Декады советской музыки и эстрады. К произведениям, естественно, предъявлялись определенные требования – в том числе и известная «плакатность». С официальным заказом автор справился безукоризненно, отдал дань внешним эффектам, но отнюдь не ограничился ими. Композитор прекрасно чувствовал «предгрозовую» атмосферу современности, передав в музыке настороженность, волевую устремленность, особую энергетику. Не случайно профессор В.В.Задерацкий, сын композитора, охарактеризовал «Камерную симфонию» как соц-арт в багровых тонах.
Следует помнить, что незадолго до создания симфонии Всеволод Петрович был освобожден из колымского лагеря, где два года находился в заключении. Вполне естественно, что человек, побывавший в «жерновах» советской репрессивной системы, попытается выразить свой протест против насилия, окружающей агрессии и найти достойное средство самозащиты, каковой в симфонии становится ирония. Есть в ней и пародийные моменты (в главной теме финального рондо, например, пародируется жанр марша). Но все же на первом плане в симфонии – крепкое, здоровое, жизнеутверждающее начало. И можно только удивляться, как композитору после тяжелых жизненных лишений удалось сохранить внутренний «стержень», мужество и твердость духа.
Григорий Рымко,
студент IV курса ИТФ