Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Двери открыты!

№ 7 (87), октябрь 2008

Ежегодно в нашем училище проходит «день открытых дверей» теоретического отделения. Это интересно и для участников, и для гостей. Но если исполнителям представлять себя на публике дело привычное, то, конечно, никто не подумает организовать что-нибудь подобное для музыковедов. А день открытых дверей предоставляет теоретикам возможность показать, на что они способны.
Обычно подобное мероприятие проводится по определенной программе, повторяющейся из года в год. Ученики демонстрируют все, чему уже научились на уроках сольфеджио, гармонии, полифонии, композиции, анализа форм. В исполнении студентов звучат хоры Палестрины, Чайковского, Свиридова, романсы Метнера, Шебалина, Шостаковича. Конечно, настоящим вокалом студенты не владеют, но сольные номера поют достаточно профессионально. У нас в училище есть предмет «вокальная постановка» голоса, поэтому к IV курсу наиболее способные могут петь свободно, сохраняя чистую интонацию. В этот раз мне особенно понравилось исполнение студентами III курса романсов Мясковского «Долина-храм» и «Выхожу один я на дорогу».
Очень любопытными показались работы по композиции. Одна из студенток IV курса написала «Пейзаж-мелодию» для флейты и фортепиано. По контрасту с этой тихой задумчивой «мелодией» ребята сыграли Каприччио для двух фортепиано и фагота, искрящееся юмором. При этом учащиеся не только исполняют музыку, но и рассказывают о занятиях в классе, о методах обучения композиции. Многие собираются поступать в консерваторию на композиторский факультет.
Одна из самых сложных дисциплин – гармония. Казалось бы, очень трудно найти такие формы работы, которые можно показать на публике. Не играть же в концертном зале обычную «школьную модуляцию»?! Но наши педагоги придумывают для учеников интересные задания. В этом году, например, они предложили сочинить вариации на заданную тему и две студентки написали настоящие концертные циклы для фортепиано. Одна из них выбрала в качестве образца «Серьезные вариации» Мендельсона, другая делала обработку темы в духе русской народной песни. Конечно, такие задания по гармонии намного полезнее и увлекательнее, чем обычные задачки.
Знания по полифонии студенты показывают, играя фуги своего сочинения. Некоторым нравится писать в стиле Бартока, Хиндемита, Слонимского, другие ориентируются на Баха и венских классиков. Поэтому любопытно послушать подряд несколько таких разностильных фуг. Многие пишут для фортепиано с участием солирующего инструмента – гобоя, скрипки и даже валторны, приглашая друзей-исполнителей.
В завершение дня открытых дверей студенты I курса рассказывают о своих впечатлениях от первого года обучения, о том новом и интересном, что они узнали за год, приглашая всех поступающих присоединиться к ним и продолжить свое музыкальное образование.

Елена Ровенко,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: