Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Музыкальный винегрет

№ 3 (146), март 2015

В государственный праздник, День защитника Отечества, «Студия новой музыки» Московской консерватории дала очередной концерт – в зале им. Н. Я. Мясковского. Серия бесплатных программ, которые знакомят профессиональную и любительскую аудиторию с самыми разными произведениями, начиная с первых лет XX века и заканчивая нынешним днем, – вот неизменный формат «Студии». Обычно свои концерты они проводят в Рахманиновском, но выбор зала им. Мясковского как нельзя лучше соответствовал и камерным сочинениям, которые исполнялись в тот вечер, и небольшому количеству слушателей, пришедших в праздничный день на встречу с современным искусством.

Когда я впервые увидела афишу – «Quodlibet, или Музыкальный винегрет», название концерта сразу привлекло мое внимание. Действительно, если оценивать программу, можно согласиться с идеей «винегретности» – столь разнообразную в стилистическом отношении программу, на первый взгляд, ничто не объединяло, кроме идеи камерности. Произведения, написанные для различных составов, принадлежали композиторам из разных стран – Канады, России, Финляндии, Италии, Франции и Польши и написаны были с более чем полувековым временным разбросом (1977, 2014, 1997, 1969, 1952, 2010).

Самой «старой» оказалась пьеса «Чёрный дрозд» Оливье Мессиана, написанная еще в 1952-м году, а новинкой в полном смысле этого слова – сочинение, законченное в минувшем 2014-м. Фантазию для скрипки соло, о которой идет речь, ее автор, Анастасия Ведякова, исполняла сама. Как она пояснила, произведение написано на текст алтайского духовного стиха «Незаметно век проходит». Конечно, это пояснение сразу создало ощущение декларации, причем не без философского подтекста, а неоклассическая стилистика сочинения, отсылающая в чем-то и к Баху, и к Шнитке, дополнила атмосферу.

Сходное впечатление оставила Секвенция VII для гобоя соло Лучано Берио (1969) в исполнении Ивана Фефилова. Как мне показалось, это была вариация на центральный тон «си» первой октавы, который с первой и до последней секунды «висел» в воздухе, в то время как вокруг него разворачивались мелодические арабески.

В завершении концерта было исполнено Duo concertante для скрипки и контрабаса Кшиштофа Пендерецкого (2010). В этом напористом произведении можно было услышать обрывки романтизма, некой «драматической» музыки. Эмоциональная игра Станислава Малышева и Григория Кротенко явилась «свежей струей» в завершении программы.

Немногочисленная публика отнеслась к концерту, а особенно – к последнему произведению, весьма неоднозначно. В очереди в гардероб были отчетливо слышны недовольные «рецензии» некоторых слушателей старшего поколения, которые возмущенно спрашивали: «И это музыка?! Как это можно играть!». Оправдывая концерт, хочется заметить – люди добровольно пришли на концерт, целиком состоящий из современных произведений, неужели они ожидали услышать Моцарта или Брамса? Или они неожиданно для себя узнали, на каком уровне находится современная музыка? Что ж, последнее, пожалуй, и является одной из творческих задач «Студии новой музыки».

Мария Кузнецова,
студентка II Iкурса ИТФ

Поделиться ссылкой: