В дар Чайковскому
№ 3 (146), март 2015
В 2015 году весь музыкальный мир празднует знаменательную дату – 175 лет со дня рождения П. И. Чайковского. В лучших театрах России и Европы осуществляются новые постановки опер и балетов композитора, в концертных залах активно исполняются его произведения. К торжествам присоединилась и Московская консерватория: 28 февраля в музее имени Н. Г. Рубинштейна стартовал четырехмесячный цикл лекций-концертов, посвященных юбилею. Участниками стали студенты консерватории. Автору этих строк досталась роль ведущего.
Несмотря на камерные размеры зала, желающих посетить концерт оказалось предостаточно. Слушатели разместились не только в креслах, но и на приставных стульях, банкетках и даже на полу! Самые отважные – среди них девочка лет восьми – остались стоять. И как выяснилось, не зря.
В первом отделении звучали фортепианные сочинения Чайковского разных лет, во втором – Третий струнный квартет ми-бемоль минор, op. 30. Каждый номер предварялся небольшим комментарием, рассказывающим о каком-то интересном факте биографии композитора, или художественным описанием произведения.
Среди выступавших пианистов особо выделилась Ольга Матиева, чья интерпретация Колыбельной (переложение для фортепиано одноименного романса) тронула публику до слез. Ей удалось создать необычайно поэтичный образ матери, качающей колыбель. Контрастом такому тонкому исполнению стала настоящая буря эмоций, которую сотворил Константин Хачикян. Его трактовка пьесы «Размышление» оказалась неожиданно страстной и экспрессивной. Тем ярче воспринималась сдержанная манера Варвары Мелентьевой, которая философски серьезно истолковала «Элегическую песню» Чайковского.
Подлинной кульминацией концерта, несомненно, стало исполнение струнного квартета. Он имеет особую историю возникновения: композитор посвятил его памяти своего друга, выдающегося чешского скрипача Фердинанда Лауба. И в этот вечер мемориальный характер сочинения был особенно ощутим: молодые солисты (Александр Котельников – 1-я скрипка, Антон Семке – 2-я скрипка, Юрий Атвиновский – альт, Квон Хен Джин – виолончель) сумели создать исключительные по силе воздействия образы. Ансамбль звучал то пронзительно трагично, то отстраненно; особенно прекрасно были исполнены лирические темы. А траурный марш публика слушала в звенящей тишине.
После окончания программы все долго не расходились. Исполнителей неоднократно вызывали на сцену, а затем благодарили лично. Приятно осознавать, что концерт оказался интересен как профессиональным музыкантам, так и любителям и стал настоящим праздничным приношением П. И. Чайковскому.
Анастасия Попова,
студентка III курса ИТФ