Многоголосный вздох печали
№ 3 (146), март 2015
Спас-на-крови – один из красивейших соборов Санкт-Петербурга. В центре, напротив Царских врат, импровизированный зал для слушателей – ряды пластиковых стульев. Ни одного свободного места! На ступени перед иконостасом поднимается большой смешанный хор, и гул легкого перешептывания в зале мгновенно стихает, уступая место благоговейному вниманию. Вечером 19 февраля в храме Воскресения Христова проходит концерт, посвященный памяти первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака: политик и ученый, профессор Петербургского университета, он ушел из жизни 15 лет назад.
Официальные концерты, события, приуроченные к каким-либо памятным или юбилейным датам, почти всегда неоднозначны, ведь очень тонка та эстетическая грань, за которой искусство подменяется излишним пафосом. Но этот вечер зацепил своей непод-дельной искренностью и прос-тотой. Не случайно отдельной строкой в его программе прописаны авторы сценария концерта: Людмила Нарусова – вдова А. А. Собчака, Валерий Павлов – главный режиссер еже-годного Пасхального фестиваля в Санкт-Петербурге, и Сергей Екимов – композитор и дирижер.
Вечер собрался в органичную трехчастную композицию, которую обрам-ляло выступление большого сводного хора. В программе – только русская, преиму-щественно духовная хоровая музыка в исполнении Женского хора музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова и Концертного хора Санкт-Петербургского инсти-тута культуры под управлением художественного руководителя и главного дирижера обоих хоров Сергея Екимова.
Среди прозвучавшей музыки – фрагменты из «Литургии св. Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова, из «Все-нощного бдения» Рахманинова, сочинения А. Львова, П. Чес-нокова, Я. Дубравина. Открывал концерт Хорал из кантаты С. И. Танеева «Иоанн Дамас-кин», и с первых же нот летящий вверх сквозь расписной купол собора многоголосный вздох печали и светлой нежности задал тональность всему концерту.
Самой выразительной частью вечера стало выступление женского хора. «Голоса природы» А. Шнитке, народная песня «Ты река ль моя, реченька», духовный хор С. Екимова – каждое сочинение было не только предельно четко выстроено интонационно и стилистически, но и в каждый звук партитур были вложены живая мысль и душа исполнителей.
Интересной деталью концерта стали три точки, скрепляющих драматургию вечера – чтение стихотворений, связанных с Собчаком. Среди них – два, ему посвященных: «Надменный, в адмиральском кителе» Л. Григорьева и «У киллеров нет перекура» Е. Евтушенко. Они прозвучали между сочинениями, представ-ленными сводным хором в крайних разделах программы. А вот стихотворение А. Блока «Девушка пела в церковном хоре», которое так любил сам Собчак, зазвучало в кульминационный момент вечера, после исполненного женским хором училища фрагмента «Хвалите Господа с небес» из Симфонии молитв «Рече Господь» С. Екимова. Это был мощнейший момент по своей выразительности и глубине… Завершал концерт памяти нежный, почти неземной тембр сопрано Елизаветы Свешниковой: «Так пел ее голос, летящий в купол…»
В тот вечер в Спасе-на-крови царила по-настоящему творческая атмосфера. Это было бесценное сочетание профессионализма и вдохновенного исполнения, соединенных с тщательно продуманным выбором места и программы. С. Екимов вспоминает: «…Анатолий Собчак активно поддержал идею проведения Пасхального фестиваля, и фактически благодаря ему возродились традиции пения духовной музыки в нашем городе, которые были задавлены в советское время… Он всегда большое значение придавал искусству и культуре, и за это мы его очень ценили и любили. Поэтому, когда поступило предложение принять участие в концерте, посвященном 15-летию со дня ухода из жизни нашего первого мэра, я с огромной радостью его принял. И мы действительно сделали красивую программу!».
Ольга Яковенко,
выпускница ДФ
Фотографии Евгения Ивановича Мохорева