Комедия о трагедии художника
№ 3 (146), март 2015
В Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина в очередной раз с успехом прошел спектакль «Таланты и покойники» (режиссер – Евгений Писарев). Литературной основой постановки явилась единственная пьеса Марка Твена «Жив или мертв», переведенная на русский язык специально для театра (автор перевода – Михаил Барский). В двухчасовой комедии были задействованы лучшие актеры, а главную роль вновь блистательно исполнил популярный певец Сергей Лазарев.
Жизнь современного художника полна трудностей: скверное материальное положение, негативное отношение коллег, непризнание в обществе – эти вечные проблемы заявлены уже в самом начале спектакля. По сюжету молодой живописец Жан-Франсуа Милле, влюбленный в дочь разорившегося аристократа Леру, отчаянно пытается не только покрыть его долги, но и разбогатеть, надеясь тем самым покорить сердце прекрасной Мари. Но его картины не продаются, ибо в богемном Париже имя Милле никому неизвестно, а самое главное – он жив! Ведь, по мнению одного покупателя, на картины художника есть спрос, когда он умер (лучше – при загадочных обстоятельствах). Милле и трое его друзей всерьез воспринимают это странное заявление и решаются на авантюру: заявляют общественности о внезапной болезни Франсуа и его возможной смерти. Через некоторое время им удается продать почти все картины и добиться всемирной славы, о которой они так мечтали.
В отличие от пьесы Твена постановщики превратили историю о непризнанном художнике в настоящую комедию с переодеваниями, танцевальными и вокальными номерами. Чтобы на время продажи картин скрыть реального Франсуа, друзья уговаривают его стать… своей же сестрой, одинокой вдовой Дейзи Тиллу. Появление мужчины в женском образе, популярное в театре еще со времен Шекспира, стало украшением всего спектакля. И этому, прежде всего, способствовал сам актер.
На протяжении всего вечера С. Лазарев покорял публику не только комедийным «вживанием» в мадам Тиллу, но и умением мгновенно перевоплощаться, делая свою героиню то женственно-нежной, то решительной (как во втором акте, где ей предстояло отказать своим поклонникам). Небольшие вокальные номера в начале и конце каждого акта позволили С. Лазареву проявиться и в своем главном амплуа, придав постановке эффект мюзикла.
Другие актеры не уступали друг другу в мастерстве: Алексей Воропанов представил папашу Леру в виде глуховатого старика, влюбленного в Дейзи; его дочь Мари, искренне любящую Франсуа даже в его новом образе, прекрасно сыграла Анна Кармакова; а мошенника Бастьена Андре, который предлагает Дейзи руку и сердце, чтобы присвоить ее богатство, – Сергей Миллер. В калейдоскопе любовных неувязок и выяснений отношений слава «умершего» Франсуа растет с каждым часом, и вот уже сама английская королева приходит проститься с телом «гения»!
Появление гроба на сцене – сюрреализм и фарс одновременно. Но и эта деталь отлично вписывается в комедийную обстановку. Костюмы начала XX века, картины Милле в духе постимпрессионизма и абстракционизма, музыкальное сопровождение а-ля французский шансон (и цитата английской народной песни Greenfields) – все это в сочетании с умопомрачительными диалогами героев позволяет смотреть спектакль на одном дыхании.
Узнать, разоблачат ли Милле в образе мадам Тиллу, и расторгнет ли с ним свой контракт злодей Андре, можно, купив билет на спектакль. В репертуаре театра есть и классические («Вишневый сад», «Женитьба Фигаро»), и современные постановки («Девичник Сlub»), но, пожалуй, именно «Таланты и покойники» тонким, искрометным юмором способны привлечь как заядлых театралов, так и новоиспеченного зрителя.
Надежда Травина,
студентка II курса ИТФ