«Во имя новой неведомой культуры!..»
№6 (176), сентябрь 2018
Этим летом ежегодный Международный Дягилевский фестиваль в Перми вновь подарил незабываемые впечатления. За десять дней в различных точках города состоялись мировые и российские премьеры музыкально-театральных спектаклей, концертов, перформансов с участием выдающихся деятелей искусства. «На этом фестивале каждый может не только выбрать событие, отвечающее его интересам и вкусу, но и открыть для себя что-то новое, – уверен продюсер фестиваля Марк де Мони. – У нас есть место разным эпохам, эстетикам, жанрам и направлениям, и все это – искусство в чистом виде». С утра и до поздней ночи проводились мастер-классы, лекции, экскурсии для зрителей любого возраста. Но, главное, что всегда отличает фестиваль имени Сергея Павловича Дягилева – необыкновенно радушная и творческая атмосфера. Побывав здесь впервые, ты непременно захочешь вернуться через год, чтобы вновь посидеть на веранде летнего кафе у театра, осмысливая увиденное, или встретить рассвет на Каме…
Особенно притягателен фестиваль для студентов, которые могут приехать по одному из направлений Образовательной программы. Это дает возможность не только бесплатно ходить на все спектакли и даже репетиции (первая причина большого количества заявок!), но и получить уникальный шанс в виде индивидуального занятия с известными музыкантами. В этом году к студентам-струнникам (скрипка и виолончель), пианистам, дирижерам и вокалистам добавились еще и знатоки балетного искусства: увы, но для музыковедов отдельной программы так и нет (впрочем, это не мешает им посещать мероприятия вместе с остальными).
Помимо традиционно аншлагового и многочасового мастер-класса Теодора Курентзиса, своими знаниями с ребятами делились Мануэль Мартинез (кларнет), Медея Ясониди (вокал), Александр Мельников (фортепиано), Дмитрий Власик (ударные) и другие. В рамках образовательной программы впервые действовал специальный проект «Woman in Art», который подразумевал отдельное направление для девушек «мужской» профессии: дирижер оркестра, исполнитель на ударных, трубе и т.п. Приятно, что студенты Московской консерватории, Гнесинки, Института музыки имени Шнитке, а также вузов из других городов на это время стали единой творческой командой, что доказал финальный концерт всех участников. А кто-то за эти дни, возможно, нашел новых друзей…
Скучать гостям Дягилевского не приходилось ни на минуту – только и успевай добежать от одного концертного зала до другого (из-за плотного расписания мероприятий приходилось даже вызывать такси)! К великолепному Театру оперы и балета, уютной частной филармонии «Триумф» и другим привычным площадкам фестиваля добавилось несколько необычных пространств. Например, в ледовом Дворце спорта «Орленок» состоялся перформанс «Клетка» легенды американского авангарда Мередит Монк, а в фойе гостиницы «Урал» зрители в прямом смысле засыпали в кроватях под электронный саунд Николая Саченко и мелодии альта Сергея Полтавского. И все же самым удивительным местом стал… завод по производству и ремонту паровозов имени Шпагина. На открытии цеха №5, переоборудованного под концертный зал, публика, которой вместо программки выдали памятки по пожарной безопасности, услышала Четвертую симфонию Густава Малера в исполнении оркестра musicAeterna (дирижер – Теодор Курентзис, солисты – Анна-Люсия Рихтер и Флориан Беш).
Дягилевский фестиваль – 2018 запомнился, прежде всего, программой мирового уровня. Самым ожидаемым событием оказалась российская премьера драматической оратории Артюра Онеггера «Жанна д`Арк на костре» в постановке Ромео Кастеллуччи. По словам режиссера, он стремился показать внутренний мир и психологическое состояние Жанны – не только той, что принадлежала роду д’Арк, но и другой, живущей среди нас, которая может испытать похожую трагедию сломленной личности. Поэтому вместо живого огня и сцены казни – моноспектакль вне времени и места, где героиня (ее блистательно представила французская актриса Одри Бонне) страдает и проходит свой путь заново, вскрывая линолеум пола и яростно раскапывая землю, будто избавляясь от своих клишированных символов. Чтецы, хор, Дева Мария, Маргарита, Екатерина находятся и вовсе на балконах и в ложах зрительного зала, скрытые и невидимые, только слышимые – как голоса, которые являлись святой мученице. А оркестр и хор musicAeterna лишь усиливали драматизм действия, достигая невероятного единства и мощи звучания, от которого невольно захватывало дыхание…
Другая, не менее значимая российская премьера – спектакль «Иглы и Опиум» канадского режиссера Робера Лепажа. История любви и состояния наркотической ломки актера по имени Робер (Оливье Норман), приехавшего в Париж, органично переплетается с фрагментами из жизни джазового трубача Майлза Дэвиза (Уэсли Робертсон III), чередуясь с отрывками из произведений Жана Кокто «Письмо к американцам» и «Опиум. Дневник лечения». Спектакль был представлен в ДК имени Солдатова, однако действие происходило в специальном кубе, расположенном на сцене: артисты удивительным образом ходили по стенам, хаотично перемещались, создавая ощущение зыбкости бытия и ирреальности происходящего.
Для любителей балета организаторы фестиваля подготовили особый подарок. В Пермь впервые приехала бельгийская танцевальная компания Les ballets C de la B, основанная Аленом Плателем. Хореограф-постановщик представил, по его словам, «танец для мира, и мир – для каждого», где парадоксальным образом соединились фрагменты из симфоний Малера и африканские ритуальные песнопения. Спектакль под красноречивым названием «Не спать!» («Nicht schlafen!») стал неким реверансом в сторону «Весны священной» Стравинского, но вместе с тем показал архаическую тему в современном прочтении. Еще одним небезынтересным спектаклем явилась совместная работа хореографа Анны Гарафеевой и композитора Алексея Ретинского «Камилла», которая языком танца (техника буто) попыталась донести трагедию внутреннего мира скульптора Камиллы Клодель, как известно, большую половину жизни находившейся в психиатрической лечебнице.
В этом году публику радовали ведущие музыканты, подготовившие концерты с музыкой широкого временного диапазона. К примеру, трио имени Шуберта (Михаил Мордвинов, Мария Стратонович, Анна Морозова) одинаково ярко сыграли и «Ноктюрн» своего композитора-вдохновителя и остроумную пьесу «Schmozart» Б. Филановского. Кстати, авангардных опусов в программе Дягилевского на сей раз оказалось довольно много: так, Алексей Любимов, Алексей Зуев и Александр Мельников познакомили слушателей с малоизвестным минималистским сочинением Симеона тен Хольта; знаменитый «Ensemble Moderne» блестяще исполнили произведения С. Шаррино, Ж. Гризе и Г. Хааса, а сопрано Надежда Павлова и пианист Алексей Гориболь озвучили «Буковинские песни» Л. Десятникова. Но и романтическую музыку не обошли мимо: звезда оперной сцены Надя Михаэль и ее аккомпаниатор Зарина Шиманская устроили целый Liederabend из песен Ф. Шуберта и А. Цемлинского.
Безусловно, это – лишь часть десятидневного марафона, за которым стоят гигантские усилия и неиссякаемый творческий энтузиазм Теодора Курентзиса, коллектива Пермского театра оперы и балета, волонтеров и всех-всех, кто стремится не только сохранить сегодняшнее искусство, но и сделать его доступным и свободным, следуя заветам С.П. Дягилева. Слова великого импрессарио, которые он написал в 1905 году, вновь актуальны:
«Мы – свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет. А потому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов!»
Надежда Травина, аспирантка ИТФ
Фото Эдварда Тихонова, Марины Дмитриевой и Никиты Чунтомова