Один из них…
№ 8 (97), ноябрь 2009
Музыкант, о котором я расскажу, принадлежит к числу композиторов, произведения которых по тем или иным причинам оказались преданы чуть ли не забвению, а сами они, если и вспоминались, то как мастера «второго ряда». Речь пойдет о французском композиторе и дирижере Анри Соге (Henri Sauguet, 1901-1989), ученике и последователе Эрика Сати, известном участнике так называемой «Аркёйской школы».
Пьер-Анри Пупар родился в городе Бордо, в семье скромного конторского служащего. Двадцать лет спустя ему пришлось взять фамилию матери – Соге, чтобы избавить своего добропорядочного отца от позора иметь сына «мало того что музыканта, так еще и “модерниста”». Серьезные способности и страсть к музыке Анри проявил уже в пятилетнем возрасте, девятилетним школьником прислуживал в церкви и так сильно увлекся органом, что практически самоучкой освоил этот сложнейший инструмент. В 15 лет он уже самостоятельно играл во время службы в деревенской церкви близ Бордо, своим заработком внося лепту в достаточно скудный семейный бюджет.
Из-за денежных трудностей Соге вместо лицея сначала поступил рассыльным в адвокатскую контору, а затем подрабатывал рабочим у торговца вином. Однако каждую свободную минуту Анри продолжал отдавать музыке и самообразованию – чтению литературы, латинской и классической поэзии. Случайно услышанная прелюдия Дебюсси произвела на него столь сильное впечатление, что он загорелся мечтой сочинять «так же красиво», позднее не раз признаваясь, что Дебюсси стал его «отправной точкой в музыку».
Первым сочинением Анри Соге стала Сюита для органа, за которой вскоре последовали и фортепианные миниатюры. Известный композитор Жозеф Кантелуб, ученик Венсана д’Энди, проявил живой интерес к начинающему музыканту и вызвался лично преподавать ему все необходимые дисциплины. Благодаря Кантелубу за год обучения Соге узнал музыку других композиторов. Очарование творчеством Дебюсси испарилось почти мгновенно после того, как Соге с увлечением прочел статью Анри Колле о «Шестерке», а потом зачитал до дыр памфлет Жана Кокто «Петух и Арлекин». Отныне он мечтает встретиться с молодыми «возмутителями» спокойствия.
В начале 1921 года Анри Соге решился наконец послать письмо одному из членов «Шестерки» – Дариусу Мийо. В ответ известный композитор пригласил провинциала из Бордо приехать в Париж на исполнение «Лунного Пьеро» Шенберга и премьеру совместного спектакля «Шестерки» «Новобрачные на Эйфелевой башне».
В Париже Соге познакомился с Эриком Сати, который сыграл в его жизни очень большую роль не только как композитор, но и как старший друг. Именно Сати рекомендовал произведения Соге почти всем главным действующим лицам Парижа: Дягилеву, крупному меценату графу де Бомону и директору шведского балета Рольфу де Маре. До конца дней Соге сохранил трогательную преданность своему учителю. На исходе 1950-х он познакомил Джона Кейджа с фортепианной пьесой Сати «Раздражения» и несколькими крошечными партитурами «Меблировочной музыки», рукописи которых долгие годы бережно хранил у себя. Этот благородный поступок помог вернуть в концертную практику почти утерянные авангардные шедевры.
Настоящая известность пришла к Анри Соге после премьеры его оперы-буфф «Султан полковника» на сцене Театра Елисейских полей (1924). Подлинный успех выпал на долю балета «Кошка», поставленного Дягилевым в театре Монте-Карло в апреле 1927 года и месяц спустя в Париже – с хореографией Баланчина и поразившими всех конструктивистскими декорациями Наума Габо. В один момент Соге стал модным композитором. Заказы на театральные представления посыпались один за другим – так появились оперы «Контрабас», «Пармская обитель», балеты «Давид», «Ночь», «Дерево»…
В 1962 году Анри Соге вместе с группой французских композиторов впервые посетил нашу страну. Тогда в Большом зале Московской консерватории прошел концерт, на котором под его управлением с огромным успехом прозвучала сюита из балета «Встреча Эдипа со сфинксом». Через два года в том же зале состоялась премьера нового виолончельного концерта Соге, посвященного Мстиславу Ростроповичу и блистательно сыгранного им под управлением автора.
…Окончил свою жизнь Анри Соге в почтенном возрасте 88 лет. Его прах покоится на Монмартрском кладбище рядом с могилой Андре Жоливе.
Помимо шести опер и пятнадцати балетов Соге написал десятки партитур для драматических спектаклей в Париже, музыка его звучит во многих французских фильмах. И во всех сочинениях, независимо от избранного жанра, проявляются яркая индивидуальность автора, свобода творческой мысли и верность эстетическим идеалам «Шестерки».
Ангелина Насонова,
студентка IV курса ИТФ