Per aspera ad astra
№ 8 (97), ноябрь 2009
15 октября в концертном зале Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки состоялся концерт-презентация книги В. В. Задерацкого «Per aspera…» Книга сына об отце, книга музыковеда о композиторе. Она предназначена для широкого круга читателей – научные исследования и музыкальный анализ в ней сочетаются с увлекательным повествованием о судьбе и времени.
Это первое подробное исследование жизни и творчества композитора Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953). До этого в 2005-2006 гг. были опубликованы три статьи Всеволода Всеволодовича в журнале «Музыкальная Академия», статья в книге «Репрессированная музыка» (составитель М. Калужский), коротенькие биографические справки в Интернете. Но постепенно все больше музыки Всеволода Петровича звучит со сцены, издаются его произведения, и вот, наконец, выходит из печати первый подробный труд о самом композиторе, о его жизненном пути и творчестве.
Судьба Всеволода Петровича уникальна. Он – не забытый композитор, ведь, по словам его сына, «нельзя забыть то, что никогда не было явлено людям». А имя В. П. Задерацкого как композитора всю его жизнь и долгое время после смерти не существовало для публики. Композитор, воевавший на стороне белых (в армии генерала Деникина), сидевший в лагерях (в том числе и в одном из самых страшных лагерей системы ГУЛАГа — СЕВВОСТЛАГе НКВД), а особенно – композитор, общавшийся с царской семьей, преподававший цесаревичу Алексею, наследнику Российского престола… По реалиям советского времени он не имел права на жизнь. Только невероятные совпадения и необычайно крепкая сила духа позволили В. П. Задерацкому достичь таких вершин в своем творчестве – даже несмотря на то что писал он все «в стол».
Печататься его произведения начинают лишь спустя 20 лет после смерти – стараниями композитора В. Кикты и, конечно, сына – В. В. Задерацкого. Надо сказать, что именно благодаря Всеволоду Всеволодовичу его отец становится известен, именно он в первую очередь выступает и как музыковед-исследователь, и как биограф своего отца. Скорее всего, если бы не он, мы не смогли бы столько узнать о творчестве Всеволода Петровича, не имели бы возможности открыть для себя уникальный пласт отечественной музыки. Но благодаря тщательному труду сына сегодня композитор В. П. Задерацкий постепенно приобретает все большую известность – причем не только в Украине, где началось возрождение его имени, но и в России и даже за рубежом.
Концерт-презентация стал ярким событием на пути возвращения утраченного. Интересно составленная программа включала в себя различные области творчества композитора – от вокальной и фортепианной музыки до камерно-инструментальной. Выступали маститые исполнители (Александр Райхельсон, Андрей Диев, Рафаэль Багдасарян) и молодые музыканты, студенты музыкальных учебных заведений (Академии хорового искусства им. В. Попова, Академического музыкального колледжа при Московской консерватории).
Деятельность В. П. Задерацкого была тесно связана с педагогикой – в музыкальных училищах, в Львовской консерватории, и сейчас жизнь его произведений также активно возрождается в стенах учебных заведений силами молодых, полных энтузиазма музыкантов. Можно привести много примеров. Это премьера «Камерной симфонии» осенью 2008 года в Московской консерватории и последовавшая за ней рецензия в «Трибуне молодого журналиста» (№ 7 /87/, октябрь, 2008). И премьера «Арктической симфонии» в ноябре 2008 года силами педагогов и учащихся колледжа при консерватории. И доклад, посвященный Всеволоду Петровичу на ежегодной студенческой конференции по музыкальной литературе, проводимой в колледже. И, конечно, участие студентов колледжа в состоявшейся презентации новой книги «Per aspera…» – исполнение «Камерной симфонии» ансамблем солистов под управлением Р. Багдасаряна.
Именно Симфония завершала концерт. Ее мощь и ярко выраженная сила духа вновь напомнили слушателям о таланте, воле и необычайной жизнестойкости композитора, идущего вперед несмотря ни на что. На могиле Всеволода Петровича высечены слова, сопровождавшие его всю жизнь: «Nulla dies sine linea» – ни дня без строчки – и «Per aspera ad astra» – через тернии к звездам…
Ольга Ординарцева,
студентка I курса ДФ