Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Винсент и Тео

В Москве в центре цифрового искусства прошла мультимедийная выставка

«Ван Гог. Письма к Тео».

№7 (231), октябрь 2024

Теодорус ван Гог торговец картинами, младший брат Винсента ван Гога. Благодаря его непрекращающейся финансовой помощи, брат смог полностью посвятить себя живописи. Переписка между ними началась после визита 15-летнего Тео к 19-летнему Винсенту в Гаагу, где тот работал уже около трех лет. Она длилась без малого 18 лет с 1872 по 1890 год. Сохранилось всего 36 писем, написанных Тео Винсенту. Но сам Тео бережно относился к письмам старшего брата, благодаря чему сохранилось 661 письмо.

Портрет Тео ван Гога. Винсент ван Гог, 1887 г.

Письма Винсента к Тео – это не только переписка любящих братьев, позволяющая взглянуть на жизнь живописца его собственными глазами. Это свидетельство огромной работы художника, его сложного пути и противоречивой натуры. Поначалу письма были просты и лаконичны. Винсент давал наставления брату и советовал заняться изучением творчества различных писателей и художников. Затем он посылал наброски карандашом, на которых изображал повседневную жизнь крестьян. Со временем письма становились все серьезнее и объемнее, художник откровенно рассказывал о своих взглядах на жизнь и искусство. Последнее незаконченное письмо к Тео было найдено в кармане Винсента, когда тот застрелился.

На мультимедийной выставке письма Ван Гога читает Владимир Зайцев, который озвучил художника в фильме «Ван Гог. На пороге вечности». Текст, сопровождающий визуальный ряд, рассказывает о двух основных этапах жизни живописца. Особенно отмечу музыкальное сопровождение – оно было очень приятным и гармонично вписывалось в общую концепцию. Интерактивная экспозиция представляла более 400 работ. Зритель мог ознакомиться с шедеврами художника и проследить, как менялся его стиль.

Мультимедийность сегодня – общемировой тренд. По сведениям из открытых источников – это представление информации с помощью различных медийных платформ: вербального текста, фотографии, аудио- или видеографики, анимации и других производных от них форм. Но для меня это был первый подобный опыт, и формат показался довольно необычным. В моем представлении должна была быть полноценная выставка, где последовательно переходишь от картины к картине. Однако меня ожидало удивление, когда оказалось, что вся выставка – это одно пространство. Оно окружает тебя визуально и окутывает звуком, а ты просто находишься в центре этого действия.

Не могу не сказать, что мое удивление от такого формата не смешалось с каплей разочарования. Ведь я настроилась на полноценную интеллектуальную выставку с одним только отличием, что картины будут представлены в цифровом формате. Здесь же как будто кто-то уже увидел, подумал и «разжевал» визуальную информацию, а тебе остается только «проглотить» созданный искусственным интеллектом контент. В сравнении с посещением музея, довольно расслабленный формат, облегченная версия.

Наверное, все дело в узкой направленности таких выставок: есть тема и есть ее раскрытие. К тому же, переходить от полотна к полотну тоже не нужно – все уже поместили вокруг тебя. Не приходится всматриваться в картину и ее детали, краски, представлять, что именно было перед художником в момент ее написания. Стирается авторская индивидуальность. Многие полотна, перемещаясь на экран, утрачивают рельеф, превращаясь в плоскости.

Однако с просветительской точки зрения такие выставки полезны. Можно увидеть многие известные полотна, не выезжая за пределы города. Для интересующегося зрителя это как-никак очень интересный и просто увлекательный контент, движущийся в едином стиле художника. А после длительного просмотра возникает некоторое медитативное состояние: спокойная музыка и стильный видеоряд превращают все событие в успокоительную терапию. Воспитать художественный вкус при помощи таких экспозиций вряд ли удасться, но они, несомненно, достойны внимания, как красивое зрелище.

Полина Радугина,

V курс НКФ, музыковедение

Поделиться ссылкой: