Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Живые встречи с композиторами

№7 (231), октябрь 2024

Еще осенью прошлого года в Москве прошёл Первый Фестиваль классической и современной музыки «Musica Motus». Площадкой проведения стала Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева».

На шести концертах с 7 по 22 октября состоялось несколько мировых премьер, прозвучали произведения пятнадцати ныне живущих композиторов – Андрея Комиссарова, Ивана Сарскова, Екатерины Хмелевской и других. Среди исполнителей – артист Большого театра Сергей Москальков и лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского скрипач Равиль Ислямов. Открывал Фестиваль монографический концерт Ивана Глебовича Соколова – композитор исполнил произведения Шуберта, Скрябина, Рахманинова, а также представил несколько прелюдий из цикла «Евангельские картины». С художественным руководителем фестиваля «Musica Motus» Екатериной Белых побеседовал наш корреспондент.

– Екатерина, здравствуйте! Как возникло название фестиваля?

– Названием фестиваля занимались довольно долго. Среди возможных вариантов были «Диалоги композиторов», «Из века в век», но хотелось придумать что-то действительно новое. В результате я обратилась к вечному «мертвому» латинскому языку – так возникла «Musica Motus», что в переводе означает «движение музыки». Такое заглавие отразило концепцию – соединение классической и современной музыки, связь композиторов прошлых лет и ныне живущих. Главной особенностью фестиваля стали живые встречи с композиторами и возможность публики напрямую задать вопросы авторам прослушанной музыки.

– А как возникла сама идея такого фестиваля?

– Главным в фестивале стало непрерывное движение от прошлых эпох до наших дней: композиторы, жившие несколько веков назад, творили так же, как и современные. Концепция родилась в диалоге с Ольгой Михайловной, ответственной за проведение культурных мероприятий в «Доме А.Ф. Лосева». В этом месте я иногда выступаю и принимаю участие в концертах-лекциях студента РАМ Гнесиных – Сергея Уткина. Здесь же обсуждались первоначальные идеи: сделать концерты-лекции по композиторам-юбилярам или цикл концертов, посвященный определенному жанру. В итоге будущий фестиваль должен был представить творчество современных композиторов, ведь мое творческое общение часто связано с ними.

Иван Соколов и Екатерина Белых

– Сколько человек работало над организацией фестиваля и каково было Ваше участие?

– Организатором фестиваля «Musica Motus» стало Московское музыкальное общество, директором выступила Ольга Юрьевна Приз. Я же приняла участие как художественный руководитель. Собственно организацией занимались в основном мы с Ольгой Михайловной. Она предоставляла помещение, занималась печатью, оформлением анонсов и размещением афиш концертов, которые разработал Андрей Комиссаров. Получилось очень достойно и ярко. Помимо составления программ и утверждения исполнителей, я также занималась ведением концертов, выступала как пианистка, а на пятом концерте фестиваля приняла участие и как композитор – состоялась мировая премьера моего произведения «Dвижение из D» для флейты, которое сыграла Ева Налбандян.

– Как выстраивалась пропорция новых сочинений и исторических? Была ли связь между ними?

– Основное время в концертах заняли современная музыка и премьеры новых сочинений. Но также было обязательное условие к композиторам, чтобы они предоставили некоторые сочинения из прошлых эпох. Необходимо было рассказать о любимом композиторе или сочинении или поставить свое сочинение в ряд с «музыкальной классикой». Так, на втором концерте фестиваля прозвучали четыре прелюдии и фуги подряд: И.С. Баха, С.И. Танеева и две прелюдии и фуги современного композитора И.С. Сарскова. Его прелюдия и фуга для фортепиано соло напоминала по письму Д.Д. Шостаковича и была впервые исполнена Елизаветой Яблочкиной, a второй цикл был написан для трио флейты, альта и фортепиано. У композиторов также была возможность исполнить свое произведение на бис или импровизировать, как сделали Антон Прищепа с Ариной Фроловой (скрипка).

– Можно ли надеяться, что фестиваль «Musica Motus» станет ежегодным?

– Да, он стал ежегодным: 6 октября 2024 года в «Доме А.Ф. Лосева» открывается Второй всероссийский фестиваль классической и современной музыки «Musica Motus». Есть новые приглашенные композиторы, пройдут премьеры их сочинений. Главная цель фестиваля – разрушить барьер между публикой и современной музыкой. Живые встречи с композиторами призваны помочь слушателям понять современную музыку. Будет здорово, если фестиваль «Musica Motus» станет международным.

Беседовал Виктор Череповский,

V курс НКФ, музыковедение

Поделиться ссылкой: