Вопреки стереотипу
№ 9 (98), декабрь 2009
Музей Московской консерватории, который носит имя ее основателя Николая Григорьевича Рубинштейна, оформил в витринах фойе партера и первого амфитеатра БЗК выставку, посвященную юбилею его знаменитого старшего брата – Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894), куда вошли материалы из частного собрания Т. Л. Болычевой. А не так давно состоялся концерт, посвященный его 180-летию.
А. Г. Рубинштейн, талантливый и разносторонний музыкант, был прекрасным композитором, пианистом, дирижером и музыкально-общественным деятелем в одном лице. Одна из важнейших его заслуг – открытие в 1859 г. РМО, а в 1862 г. – первой в России Петербургской консерватории. Это было отнюдь не легко, ведь многие известные и уважаемые музыканты (в их числе А. Н. Серов, В. В. Стасов, как и композиторы «Могучей кучки»), опасаясь академизма консерватории, выступали против ее создания в России. Но Рубинштейну удалось отстоять свою точку зрения.
Вообще, А. Г. Рубинштейн был человеком сильного характера, неиссякаемой энергии и невероятного трудолюбия. Об этом свидетельствуют следующие строки из его письма матери, написанные летом 1870 года, которое он с семьей проводил в Тюрингии в курортном Бад Либенштейне: «Я работаю довольно усердно. Закончил трио, романс и вальс-каприс, теперь работаю над оркестровым произведением “Дон-Кихот” и проектирую еще очень многое. Первое время здесь было очень спокойно, и я хорошо работал. Теперь же время уходит на беспрестанные визиты, обеды и даже балы, так что с работой дело обстоит хуже. Кое-что, однако, уже сделано, а многое другое будет еще сделано, несмотря ни на что».
Еще в прошлом учебном году директор музея Е. Л. Гуревич обратилась с просьбой к педагогам консерватории поручить своим ученикам подготовить специальную программу из произведений самого А. Г. Рубинштейна и его репертуара. Так родился замысел юбилейного концерта, который, наконец, был представлен публике.
Отрадно, что отдельные слушатели довольно неплохо знали музыку А. Рубинштейна. В первом отделении, когда звучало, пожалуй, самое известное из его сочинений – Мелодия фа мажор, некоторые практически напевали знакомую и любимую музыку вслед за пианисткой Юлией Милославской (класс доц. Р. А. Островского), которая сыграла также и менее популярную, но не менее красивую Мелодию си мажор. Наталья Погосян (класс проф. Л. В. Рощиной) преподнесла слушателям Баркаролу соль мажор, а также любимый всеми романс «Ночь» в авторском переложении для фортепиано. А завершил отделение фортепианный дуэт – Юлия Геталло и Александр Андреев (класс проф. Е. Г. Сорокиной), исполнив Баркаролу, Колыбельную и Сонату для фортепиано в четыре руки ре мажор ор. 89.
Второе отделение открыли произведения других композиторов, входившие в обширнейший репертуар Антона Рубинштейна-пианиста: Симфонические этюды Шумана, «Утешение» Листа (1848) и Баллада № 4 Шопена в исполнении Андрея Цымбалистенко (класс проф. З. А. Игнатьевой). И поистине блестящим завершением программы стало одно из самых значительных сочинений А. Рубинштейна – Трио № 3 (первая часть) в исполнении ансамбля «Классикус-трио» (класс преп. И. В. Красотиной) в составе: Максим Бандурин (фортепиано), Роберт Степанян (скрипка) и Валерий Верстюк (виолончель).
Вопреки стереотипу, что музыка А. Рубинштейна не такая яркая, что он больше пианист и музыкально-общественный деятель, чем композитор, публика явно наслаждалась – кто-то слушал с закрытыми глазами, кто-то двигался музыке в такт. На лицах многих читалось восхищение и удовольствие. Всех исполнителей провожали бурными аплодисментами и повторно вызывали в зал. Заинтересованность публики проявилась даже в антракте: слушатели несколько раз подходили ко мне, ведущей концерт, с вопросами об А. Г. Рубинштейне, о его произведениях, об открытой им консерватории. Концерт прошел на подъеме – ведь перед такой благодарной и заинтересованной аудиторией выступать приятно.
Маина Неретина,
студентка III курса ИТФ