Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Доскакать до неба

№ 3 (101), март 2010

Мы живем в век эклектики и постмодернизма, который сделал возможным сочетание всего со всем. Мы способны воспринимать музыку Моцарта, звучащую в обрамлении тяжелого рока, нестеров1мы привыкли к музыкальным коллажам современных композиторов. И у этого смешения стилей в искусстве (ибо речь не только о музыке, но и о кино, живописи, театре) множество лиц. Поговорим об одном из них.

Не так давно в московском клубе «Bilingua» поэт и переводчик Антон Нестеров с группой «Игра в кортасики» представляли программу «В час пробуждения дворников». Группа – это виолончелистка Женя Бродская, гитарист Игорь Широков, бас-гитарист Роман Новосельцев, саксофонист Алексей Круглов, губная гармоника – Харп (Александр Петров) и ударник Павел «Пинчер». На сей раз группа представляла акустическую программу и к ее основному составу добавились еще саксофонист Вадим Афонин и электрогитарист Павел Сучков. Программу показывали в рамках проекта «Возвращение на Итаку: поэзия и музыка», начатого несколько лет назад издательством «Итака».

Название группы отсылает к роману Хулио Кортасара «Игра в классики». Группа «Игра в кортасики» стремится соединить современную музыкальную ткань – и современную поэтическую речь. В блюзовую основу вплетены отзвуки средневекового канона, джаз, ходы, взятые у нью-йоркского рок-авангарда времен «The Velvet Underground», танго и… «Ода к радости» Бетховена. Акустическая виолончель сочетается с рваными соло электрогитары и свингующим басом, а рядом с этим развертывается сложный, ассоциативный словесный текст. И присутствует элемент музыкальной импровизации. нестеров2По словам Антона Нестерова, этот проект – «не чтение стихов в сопровождении музыкaнтов, а попытка доскакать до неба (как писал Хулио Кортасар), параллельное движение поэта и музыкантов в поисках настоящего».

Музыки, подобной той, что исполняла «Игра в кортасики», почти нет на отечественной сцене: это соединение классического блюза с авангардным джазом и минимализмом (недаром саксофонист Алексей Круглов работал с «Три О» Сергея Летова). Большинство музыкальных тем, исполнявшихся в этот вечер, принадлежит Роману Новосельцеву; Нестеров же, сидя на ступеньках сцены, читал стихотворения из своей книги «Сон рыбы подо льдом» (2002) и более поздние, опубликованные, в частности, нью-йоркским «Новым журналом».

Среди публики на вечере можно было увидеть поэтов Сергея Завьялова и Мару Маланову; известных переводчиков и редакторов; автора русскоязычной версии «Александрийского квартета» Лоренса Даррела; пропагандиста норвежской литературы в России Ольгу Дробот. Слушатели тепло отнеслись к представленной композиции, и можно надеяться, что ее повторение не заставит себя долго ждать.

Антонина Ольшевская,
студентка IV курса ИТФ

Поделиться ссылкой: