Трепет экстаза
№ 3 (92), март 2009
Далеко не всем музыкантам в наших стенах известно имя австрийского музыковеда, автора одной из самых оригинальных и влиятельных музыкально-теоретических доктрин ХХ века Генриха Шенкера. Между тем на Западе, и особенно в Америке, его теория не только широко распространена, но является базовой в системе музыкального образования, как для нас естественным и необходимым представляется курс гармонии Ю. Н. Холопова. Колыбель шенкеровской школы в США – Нью-Йоркский колледж The Mannes School of Music, где работали Ганс Вейсе (Вайсе) и некоторые другие ученики Г. Шенкера.
Родился Шенкер в 1868 году в Виснёжниках, в окрестностях Львова, и умер в Вене в 1935-м. Учился в австрийской столице под руководством А. Брукнера. Шенкер был видным музыкантом практиком – служил концертмейстером, выступал в камерных ансамблях, сочинял музыку, преподавал игру на фортепиано и музыкально-теоретические предметы. Но ярче всего он заявил о себе как музыкальный критик, теоретик-ученый, редактор. Самая значительная его редакторская работа – издание последних пяти фортепианных сонат Бетховена с обстоятельными аналитическими комментариями объемом более 100 страниц. А три его монументальных труда «Учение о гармонии» (1906), «Контрапункт» (1910-1922) и «Свободное письмо» (1935) составили теоретическую трилогию «Новая музыкальная теория и фантазия».
Сложно представить, что в то время, когда Шенберг и другие музыканты открывали додекафонию – технику новой музыки, в этом же городе ученый Шенкер создавал систему, «глядящую в прошлое». Его метод анализа оригинален и уникален, но предназначен был сознательно только для музыки ХVII-XIX веков. Он разработал метод анализа, основанный на выявлении и соотнесении уровней структуры музыкального сочинения.
Философские взгляды Шенкера тесно соприкасаются с идеями немецких мыслителей – Гегеля, Ницше, Шпенглера, Буркхарда, которых он иногда цитирует. При этом, критикуя направление современной ему теории музыки и состояние европейской культуры своей эпохи, Шенкер декларирует свои установки резко, настойчиво, не допуская сомнений или возражений. Это качество уже хорошо нам известно от Ницше, Канта, Вагнера, отчасти Шумана. Шенкер смело заявляет: «Говорят, что каждое поколение понимает произведения гениев по-другому. Я говорю: никакое поколение не понимает их, но каждое поколение по-разному заблуждается относительно их».
Философско-эстетическая концепция автора и манера ее изложения представляют всесторонне образованного человека. Цитаты, которые ярко и занимательно украшают текст «Свободного письма», взяты из сочинений Гете, Экклезиаста, Гофмансталя, Библии. Он анализирует исключительно музыкальные творения, принадлежащие настоящему (т. е. совершенному) искусству. А настоящее искусство начинается и заключается, по его мнению, в творчестве немецких гениев – композиторов ХVII-XIX веков, таких как Бах, Гендель, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Шуман, Брамс, Мендельсон, а также двух композиторов другой национальности – Шопена и Д. Скарлатти. Подобная избирательность, отрицание прогресса (настоящее искусство, по Шенкеру, всегда остается единственно верным и совершенным) – все это, конечно, серьезное ограничение теории, но, одновременно – одно из условий ее успеха. Ведь любая система предполагает обобщение и избирательность образцов, и сфера ее применения никогда не охватывает все случаи в практике.
Метод анализа Шенкера не имеет аналогов. Его способ требует особого слышания музыки, ощущения времени в ней. Услышать старое по-новому – это всегда актуально и очень притягательно, в частности, автор английского перевода его трудов Эрнст Остер сначала заинтересовался учением Шенкера как пианист. Величайший австрийский музыкант-теоретик так говорил своим читателям: «Перед приверженцем моей доктрины открывается бесконечное поле познания… Он чувствует то, что должен был бы чувствовать автор Библии… – трепет экстаза».
Елена Лагутина,
cтудентка IV курса ИТФ