Пианист-романтик
№ 4 (93), апрель 2009
Прекрасный концерт фортепианной музыки пошел в декабре в консерваторском Музее имени Н. Г. Рубинштейна. Выступал Даниил Саямов – лауреат IV Международного конкурса им. Рахманинова, прошедшего этим летом в Международном Доме музыки.
Программа концерта была довольно насыщенная. Сюита Генделя, с которой начал свое выступление пианист, прозвучала удивительно своеобразно. Больше всего это касалось красочной стороны. Тонкое, почти невесомое звучание инструмента в медленных частях и четкое, «острое» в быстрых вызывали ассоциации с клавесинной игрой. А манера исполнения сюиты как свободной импровизации еще больше переносила слушателей в эпоху Барокко.
«Крейслериану» Шумана пианист начал в неудержимом романтическом порыве, который завладел вниманием слушателей с первых звуков. И небольшие помарки в тексте не повлияли на отражение господствующего духа произведения. Даниил очень ярко почувствовал то лирическое волнение, переполненность душевной страстью, которые наполняют «Крейслериану»: она была написана в момент сильнейшего творческого подъема Роберта Шумана. Именно в эти годы Шуман писал, что «способен разорваться на куски от избытка музыки». Больше всего удалось передать мечтательный, эвсебиевский образ. Здесь неизменно чувствовались сосредоточение и возвышенно-мечтательное состояние, органически близкие самому исполнителю.
Восьмая соната Скрябина является одной из крупных среди поздних сонат и одной из самых сложных по гармоническому языку. Та паутина тематических соединений во вступлении, на которую обращал внимание слушателей сам Скрябин, была «проинтонирована» исполнителем со скрупулезностью. И лишь иногда на хватало традиционных для Скрябина полетности и искрящейся легкости звучания.
Последним произведением в программе концерта стали Вариации на тему Корелли Рахманинова. Здесь мастерство Саямова проявило себя в наивысшей степени: и в строгой сосредоточенности хорально изложенной темы, и в мятежных порывах, искренности человеческого чувства вариаций, и в безысходной скорби старинной мелодии. В эти мгновения становилось особенно ясно, как эта тема была тогда близка Рахманинову, страдавшему в разлуке с родиной.
Анна Маклыгина,
студентка IV курса ИТФ