Два часа волшебства
№ 8 (106), ноябрь 2010
Самая звенящая тишина бывает, когда музыка уже отзвучала, в секунду перед аплодисментами. И чем лучше было исполнение, тем пронзительнее будет эта тишина. Тогда, в конце весны, в Большом зале консерватории, по которому сегодня мы так скучаем, подобных мгновений было предостаточно. Еще бы, ведь на сцене были Le Concert des Nations и Жорди Саваль собственной персоной!
Впервые это имя я услышала года три назад, когда посмотрела фильм «Все утра мира» французского режиссера Алена Корно, посвященный жизни двух музыкантов XVII века – Сент-Коломба и Марена Маре. Музыкальное оформление, к слову, великолепное, создано именно Жорди Савалем. Эта картина меня очень впечатлила, и я часто ее пересматриваю в минуты определенного душевного настроя. А потом друзья-аутентисты своими красочными рассказами подлили масла в огонь любопытства. Впрочем, увлечение довольно быстро перешло в фазу пассивного интереса, потому как «поэзия» будней затягивает не хуже Васюганских болот…
И вот праздник души – возможность побывать на концерте Le Concert des Nations. Тогда несколько удивил выбор площадки для выступления – Большой зал консерватории: всегда казалось, что аутентичная музыка предполагает более камерную обстановку. Но, возможно, я не слишком искушена в тонкостях аутентичного исполнения или заведомо восторженный настрой не позволяет точно оценить все детали – только услышанное тогда меня поразило в самом лучшем смысле этого слова.
Все же старинная музыка, будь то органумы Средневековья, канцоны Возрождения или сюиты XVII века, – самая атмосферная. Закроешь глаза и… сразу там, в иной эпохе, без всяких усилий для воображения. Почему-то с классиками и романтиками все несколько иначе: наверное, дело в привычке, в том, что уши «заточились», – бывает ведь и такое, порой опыт слушателя играет против нас…
Программа в тот вечер была подобрана разнообразная: и танцевальные ритмы Люлли, и Марэ с его виолой да гамба в сопровождении клавесина и теорбы (басовой лютни), и элементы музыкального театра в произведениях Бибера и Боккерини.
Тем более удивительным показался прием публики. Я ждала, что за финальным произведением последуют овации, что зал будет аплодировать стоя, но… После дежурной благодарности публика заторопилась к выходу. Ко второму «бису» почти четверть зала покинула свои места. Обидно, что десять минут свободного времени многим показались важнее настоящей музыки…
И все же маэстро Саваль и его коллектив подарили нам два часа волшебства. Мы имели возможность приобщиться к Искусству – именно так, с заглавной буквы.
Мария Чиркова,
студентка IV курса ИТФ