А кем буду я?
№ 8 (106), ноябрь 2010
Как часто каждый из нас слышал вопрос: «Учишься в консерватории? На историко-теоретическом факультете? Супер! Ну и кем ты потом будешь?»… И если одни спрашивают из любопытства, а другие по незнанию, то третьи, когда задают такой вопрос, часто не скрывают своей иронии.
Профессия «музыкант» в наше время, когда все вокруг заняты финансами, менеджментом, политикой, действительно воспринимается как анахронизм. И если с инструменталистами, дирижерами и композиторами вопрос более или менее ясен, хотя бы им самим, то с теоретиками все обстоит намного сложнее. Но куда важнее то, что мы сами, когда задаемся вопросами «А кем буду я?», «Что буду делать после того, как закончу консерваторию?», не всегда, к сожалению, находим ответ.
Что нами руководило при поступлении на теоретическое отделение? Любовь к гармонии, полифонии, истории музыки или к музыке вообще? Каким виделось будущее после окончания? Почему такие вопросы я все чаще слышу от своих коллег? И это не разочарование в консерватории в целом или в профессии вообще, а скорее разочарование в нас самих, которые выбрали специальность, не зная, что нас ждет впереди.
А что нас ждет? Конечно, в первую очередь – педагогика – в школе или музыкальном училище, частные уроки. Хотя не все к ней стремятся. Научная работа? По сути, это тоже академическая деятельность, но на более высоком уровне, и, кстати, не любой человек может стать ученым, ведь исследования, научные труды нужны лишь как источник новых идей, а значит – удел избранных. И что делать остальным?
Сейчас часто можно встретить музыковеда, который занимается всем чем угодно, кроме теории и истории музыки. Поэтому на лекциях нередко сидит половина группы, поскольку другие – работают (потому что это жизненно необходимо): преподают, организуют фестивали, концерты, конференции, просто профессионально музицируют. А если такая система не приносит успехов и должного удовлетворения (ведь у нас – творческая специальность!), то, наверное, стоит попробовать какой-то иной путь.
Может быть, имеет смысл каждому студенту уже в процессе учебы выбирать то, что ему интересно? И не только после третьего курса. И если человек в дальнейшем будет заниматься критико-журналистской или даже исполнительской деятельностью, что не исключено на нашем факультете, то зачем ему «композиторский» по практической нагрузке курс полифонии или гармонии, с одной стороны, и почему в учебном плане, к примеру, нет обязательных посещений концертных и театральных событий, с другой?
Как известно, на Западе распространена практика выбора дисциплин, которые тот или иной студент считает для себя необходимыми. Все вместе обучаются два года, а потом, после определения профессионального направления, каждый набирает нужные предметы в обязательном объеме часов. И тогда, возможно, вопрос о том, чем заниматься в дальнейшем, не будет вставать настолько остро, как он стоит сейчас передо мной и моими коллегами.
Екатерина Спиркина,
студентка IV курса ИТФ