Жизнь как служение
№ 2 (109), февраль 2011
Двадцать лет назад началась традиция ежегодных прямых телевизионных эфиров Рождественского Патриаршего богослужения. Вначале трансляции шли из Богоявленского собора, затем из восстановленного Храма Христа Спасителя. А в этом году, помимо основной телетрансляции из кафедрального собора, можно было увидеть и Рождественское богослужение в храме Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. Во время праздничной службы, возглавляемой митрополитом Иларионом, пел вновь возрожденный Синодальный хор – наследник традиций знаменитого «Матвеевского хора».
В течение многих лет – в тяжелые послевоенные годы, во время хрущевской оттепели, в самый застойный советский период – в Скорбященском храме под управлением Николая Матвеева ежегодно звучали «Литургия Святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского, «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Один из немногих действующих в послевоенное время в Советском Союзе храмов особенно славился красотой церковного пения – своим хором.
Регентом хора с момента возрождения храма, в 1948 году, был назначен выпускник Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных и Московского архитектурного института Николай Васильевич Матвеев. Сегодня это без преувеличения значительное не только для церкви, но и для хорового искусства имя незаслуженно отодвинуто на второй план. Лишь несколько строчек сухой информации в справочниках. Но ведь именно Матвеев стоял у истоков возрождения традиций московского церковного пения! В 50-х-60-х годах в храм Всех Скорбящих Радость приходили люди со всей Москвы – послушать «Всенощную» Рахманинова, «Литургию» Чайковского, лучшие произведения Д. С. Бортнянского, А. Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова. Тогда, впервые после роспуска в 1919 году Синодального хора, вновь зазвучала церковная неканоническая музыка, зазвучала в столице, пусть и только в рамках богослужений.
Николай Васильевич большую часть жизни посвятил церкви. Музыкант и архитектор, он в звучании хора, по воспоминаниям современников, стремился передать подлинную атмосферу духовных торжеств, всю значительность и глубину событий: «Его интерпретациям церковно-хоровых произведений свойственно ясное, четкое видение их структуры – архитектоники и, вместе с тем, присуща вдохновенная монументальность звучания, которая роднит их с творениями зодчества».
Сохранились записи его хора – было выпущено несколько грампластинок с песнопениями Русской православной церкви. Матвеев вел активную педагогическую и просветительскую деятельность в Московской духовной академии, создал ряд статей об истории и роли церковного пения. Как архитектор, он неоднократно выполнял поручения хозяйственного управления Московской Патриархии. Все это свидетельствует о незаурядности личности Николая Васильевича, о его преданности хоровому делу и неустанному служению Святой Церкви.
После смерти Н. Матвеева многие заложенные им традиции были утрачены. И лишь весной 2009 года, с момента назначения настоятелем храма Всех Скорбящих Радость митрополита Илариона, началась работа по возрождению Хора – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла именно на базе Скорбященского храма, где столько лет регентовал Н. В. Матвеев, возрождается Московский синодальный хор…
Ольга Ординарцева,
студентка II курса ДФ