Путь постижения чужого
№ 5 (112), май 2011
Бывают люди, очень восприимчивые к различным музыкальным мирам. К ним принадлежит и директор научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Маргарита Ивановна Каратыгина. Она обладает огромными познаниями о традиционных музыкальных культурах многих стран. И ее интерес к такой, казалось бы, необычной сфере не случаен.
Маргарита Ивановна родом с Урала. Пребывание в изначально многонациональной среде подготовило ее к тому, чтобы быть открытой самым разным впечатлениям. В годы учебы она также стремилась выйти за пределы чисто европейской музыки. Сначала как теоретик поступила в Ленинградскую консерваторию и уже тогда искала тему, не похожую на обычные музыковедческие исследования, что привело ее к изучению американской музыки. Продолжив обучение в Москве, она написала диплом, а затем и кандидатскую под руководством Дживани Константиновича Михайлова, связанные с музыкальными культурами мира. Ей хотелось сравнить северо-американский блюз, северо-индийский хаяль и монгольский вокальный жанр уртын-дуу – явления, которые играют, по ее словам, «генетически несущую роль» в северо-американской, южно-азиатской и центрально-азиатской цивилизациях. «Хотелось понять, – размышляет она, – чем это все обусловлено, почему некоторые явления становятся символами культуры, вбирают в себя всю ее специфику».
Сыграло свою роль и ее непосредственное, очень близкое общение с традиционными монгольскими и индийскими музыкантами: сразу после окончания консерватории Маргарита Ивановна два года провела в Монголии. «Это совершенно другой мир, другая настройка ушей, другая чувственность, тактильность, вкусовые ощущения, – считает М. И. Каратыгина. – Просто организм привык к тому, что мир не однобок, а многогранен, и могут быть неожиданные и звучания, и краски, и вкусы, и запахи». А потом был огромный фестиваль Индии в России и России в Индии. Полтора месяца она ездила с двумя индийскими группами, танцевальной и вокальной, проводя с ними время сутками.
Сегодня доцент М. И. Каратыгина – начальник Управления по координации программ международной деятельности, заместитель руководителя Департамента международного сотрудничества Московской консерватории. Также она – директор и научный руководитель ансамбля японской музыки «Wa-On», организатор трех фестивалей («Душа Японии», «Вселенная звука» и «Собираем друзей») и научно-творческой программы «Потомки Арктиды». Благодаря ей мы можем слышать в Москве выдающихся музыкантов разных стран.
Маргарита Ивановна говорит, что какие-то звучания доставляют ей истинное психо-физиологическое наслаждение. Это может быть и индонезийский гамелан, в котором просто растворяешься, и чистейшая китайская классическая музыка, которая избавляет от всякого рода переживаний, перенося в мир упорядоченности, гармоничности, или, напротив, эмоциональная иранская музыка, которая призывает человека к ответственности перед всем, что творится в мире.
«Мне все интересно вокруг, – говорит Маргарита Ивановна. – Если мне что-то нравится, то я хочу это приблизить к себе, в какой-то степени присвоить. Это путь постижения чужого: делать его своим. И тем самым открывать в себе разные миры, внутри которых можно путешествовать. Если устаешь в одном из миров, можно перейти в другой и там отдохнуть; или наоборот, нагрузиться какой-то энергетикой, а потом с легкостью вернуться в тот мир, который еще вчера казался тяжелым…»
Марина Пак,
студентка III курса ИТФ