Браво, маэстро!
№ 2 (91), февраль 2009
Сегодня концерты нередко проходят в музеях, библиотеках и других помещениях, изначально не предназначенных для концертной практики. Но, пожалуй, только в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина исполняемая музыка рассчитана на взаимодействие с другими видами искусств. Воссоздать идею единства культуры через гармоничное единение музыки, живописи, поэзии и драматургии – именно эта романтическая мечта лежит в основе фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», который проводится в Музее с 1981 года.
Его основатель, будучи не только музыкантом, но и прекрасным художником, предложил посвящать каждые «Декабрьские вечера» определенной теме. В этом году фестиваль носит название «Посвящение Тернеру: образ и звук». В тон романтическим пейзажам гениального английского живописца, наполненных стихией света и цвета, была подобрана камерная романтическая музыка. Почетная роль открытия фестиваля была предоставлена выдающемуся музыканту – скрипачу Пинхасу Цукерману и его камерному ансамблю.
Маэстро с радостью согласился принять участие в фестивале, ведь с Рихтером его связывают теплые воспоминания. Когда Цукерману было 17 лет, великий пианист услышал его игру. После окончания Рихтер взял его руки обеими ладонями и сказал только: «Браво!» Артистизм знаменитого скрипача способен покорить любого. «У него своя манера, полная удивительного лирического наполнения…» – так восторженно охарактеризовала игру Цукермана директор Музея Ирина Антонова.
Памятуя о главной теме фестиваля, маэстро исполнил несколько произведений английского композитора-романтика Элгара. Трактовка Цукермана этих редких и изысканных скрипичных миниатюр отличалась глубоким чувством, неподдельной искренностью исполнения при внешнем спокойствии и сосредоточенности музыканта. Бесконечная глубина звука – так хочется сказать о его скрипке, чье звучание действительно завораживает. И это неудивительно, ведь сделана она легендарным скрипичным мастером Гварнери дель Джезу более двух веков назад. Такой инструмент в случайные руки не попадает – эта бесценная реликвия передается от одного гения другому. Цукерману доводилось играть на скрипках, принадлежавших великим скрипачам Эжену Изаи и Анри Вьетану. Как и он, эти музыканты всю жизнь были влюблены в инструменты Гварнери. Вот что говорит об этом сам маэстро: «Я всю жизнь играю только на Гварнери. Видимо, у меня совпадает ДНК с семейством Гварнери. Со своим инструментом я познакомился в 1964 году и с тех пор надеялся, что когда-нибудь мне удастся заполучить его. И в 1980-м он стал моим. Так что мне повезло!»
Квинтет, в котором Цукерман является первой скрипкой, исполнил сочинения Дворжака и Брамса. Виртуозная ансамблевая игра оставила у публики подлинное впечатление чуда. Музыканты сливались в чистейший унисон, великолепно чувствовали нюансы исполнения друг друга. Изысканное, порой бесплотное звучание ансамбля, порой подчиненное единому страстному порыву, удивительно гармонично сочеталось с картинами, полными света и воздуха. Сыграло роль и само помещение Белого зала Музея – идеальной обстановки для камерного музицирования, в котором каждый слушатель ощущает себя соучастником музыкального процесса.
Высокий исполнительский уровень, программы, включающие редкие, сложные камерные произведения, – все то, чем так дорожил Рихтер, – и сегодня отличает «Декабрьские вечера». Великий музыкант не раз повторял: «Лучший концерт – тот, где слушатели стоят вокруг сцены». Именно таким оказался концерт Пинхаса Цукермана, открывающий замечательные перспективы для дальнейшего продолжения фестиваля.
Елена Мусаелян,
студентка IV курса