Концерт без группы с оркестром
№ 8 (97), ноябрь 2009
Как правило, такие стили, как рок и классика, противопоставляются друг другу. Если одним нравится рок, то вряд ли им будет по душе так называемая классическая музыка. И наоборот. Однако для некоторых людей подобное разделение совсем не близко. Джон Лорд, клавишник, композитор, основатель легендарной рок-группы «Deep Purple», – один из первых, кто попытался синтезировать звучание академической классики и рок-музыки.
В 1969 году в Лондоне Королевским симфоническим оркестром и рок-группой «Deep Purple» было впервые исполнено новое сочинение Джона Лорда «Concerto for Group and Orchestra» («Концерт для группы с оркестром»). В России этой премьере дано было осуществиться с сорокалетним опозданием: 15 октября нынешнего года она состоялась в Концертном зале «Россия» в Лужниках. Сам автор приехал в Москву, чтобы выступить перед российской публикой.
В 2002 году Джон Лорд покинул «Deep Purple» и занялся сольной карьерой. Поэтому лицезреть рок-группу в своем классическом составе (гитарист Ричи Блэкмор, вокалист Ян Гиллан, бас-гитарист Роджер Гловер, ударник Ян Пэйс и сам Лорд) москвичам не пришлось. Итак, Лорд представил свое сочинение «без группы» – ее заменила Cry Free (кавер-группа «Deep Purple»), а партию оркестра исполнил московский симфонический коллектив под управлением дирижера Владимира Зивы.
В наше время, когда рок-оперы и рок-концерты с симфоническим оркестром ни у кого уже не могут вызвать удивление, трудно представить, что еще сорок лет назад подобные образцы только начали появляться. И Джон Лорд был одним из тех, кто обозначил эту тенденцию, ставшую впоследствии всеобщей. Поэтому, вынося оценку «Concerto for Group and Orchestra», нельзя не учитывать, что это не вершина, а только начало пути к ней. Подобно тому как романсы Алябьева и Гурилева стали той почвой, на которой вырос «глинкинский дуб».
Лорд соединил в одном сочинении и рок-фрагменты, и разделы, написанные в академическом духе, но синтез этот в итоге вышел не очень органичным. Хотя формально один эпизод вытекал из другого (например, экспрессивная мелодия гитары рождалась именно на пике кульминации симфонического развития), музыкальной целостности не получилось.
Некоторую эклектичность и неестественность в сосуществовании этих «музык» почувствовала и публика. Те, кому ближе была рок-сфера, в соответствующих разделах свистели и кричали, но со скукой пережидали симфонические фрагменты (пожалуй, с музыкальной точки зрения они и на самом деле были не очень интересны). Другие – неодобрительно косились на неуемных поклонников рока и чинно внимали происходящему. В результате разочарованными остались многие. А ведь при первом исполнении в Лондоне (еще в 1970 году) «Concerto for Group and Orchestra» имел невероятный успех! Но – всему свое время…
Галина Уварова,
студентка IV курса ИТФ