Эффекты или мелодия?
№ 2 (91), февраль 2009
Сегодняшние композиторы постоянно находятся в поиске нового, яркого, доселе небывалого, способного сформировать их собственный, неповторимый стиль. Излишне перечислять средства, которые задействуются в музыке, рождающейся в XXI столетии: обобщенно говоря, это все звуки мира, живого и электронного, в самых невероятных сочетаниях и преобразованиях. «Новая» музыка медленно, но все же неуклонно перестает быть элитным, обособленным искусством. Она все чаще фигурирует в концертных программах, появляется в записях и в Интернете и, наконец, входит в репертуар не только профессиональных, но и любительских коллективов.
Не так давно меня поразил, как бы затронув нечто наболевшее, «крик души» одного из участников любительского академического хора, разучивавшего трудное, изобилующее современными техническими приемами произведение: «Здесь же одни эффекты, здесь нет МЕЛОДИИ!». Это – тоска по исконно музыкальному, естественному, задевающему душевные струны, а не только вызывающему чисто теоретический «интерес». Не будем забывать, что просвещенные любители музыки – важнейший индикатор и главная аудитория для современного композитора. И подобная реакция – вызов рассудочности, увлечению техникой, конструированию в музыке. Есть ли этому альтернатива?
В ноябре прошлого года мне довелось побывать на одном музыкальном событии, давшем надежду, что «другой путь» существует и активно развивается. В Каминном зале Библиотеки искусств им. А.П.Добролюбова прошел Второй СТАМ – фестиваль Современной тональной академической музыки. Этот фестиваль одновременно представлял собой открытый конкурс, где функцию жюри выполняли не только специально приглашенные профессора лучших музыкальных вузов Москвы, но и все слушатели, которые должны были проголосовать за понравившуюся им музыку и автора, ее создавшего. Десять молодых композиторов вынесли на суд публики свои тональные композиции. Остановлюсь на наиболее запомнившихся.
Студент Казанской консерватории Эльмир Низамов продемонстрировал не только композиторский дар, но и талант исполнителя: он сам сыграл две собственные пьесы для фортепиано – «Импровизацию» и «У Стены плача». Оба произведения (даже «Импровизация») имеют четкую, ясную музыкальную форму со своей логикой развития и кульминацией, воспринимаясь цельно и концентрируя на себе слушательское внимание, несмотря на довольно большой объем. Оба сочинения тональны (фа-диез минор и до-диез минор), но при этом их музыкальный язык не однообразен: композитор активно пользуется различными ладами, прихотливой ритмикой, каждая музыкальная тема имеет свое лицо. Разнообразна и фактура: в «Импровизации» – это «вечное движение» в духе токкаты, а в пьесе «У Стены плача» – выразительная, полная трагической красоты мелодия.
Выпускник Московской консерватории Михаил Пучков представил свою Сонату для флейты и фортепиано си минор в трех частях. Уже из названия ясно, что молодой композитор опирался на классическую традицию, а точнее – его прообразом была романтическая соната XIX века. В произведении используются простые, даже скупые гармонические средства, фактура прозрачна, в ней много одноголосия, пауз. Но это искренняя музыка, не перегруженная лишними деталями, не давящая обилием форте и мощной фактурой. В наши дни писать хорошую простую музыку – нелегкая задача. Опора на «простоту» при владении всеми «сложностями» – показатель высокого класса музыканта.
В тот вечер прозвучало много музыки. Были как творческие удачи, так и работы со следами ученичества и невольного подражания другим, любимым композиторам. Но главное то, что молодые авторы, участвовавшие в фестивале, не гнались за эффектами и оригинальностью, не стремились любой ценой к новизне. После окончания фестиваля осталось ощущение, что это была МУЗЫКА, и многие произведения хотелось прослушать вновь.
Александр Гордон,
студент IV курса ИТФ