Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Чайковский… in jazz!

Авторы :

№ 1 (81), январь 2008

На прошлой неделе я получил необычный и очень милый сердцу моему подарок от знаменитого джазового пианиста, заслуженного артиста России Сергея Жилина: его новый диск «Чайковский in jazz» (фортепиано – Сергей Жилин, бас-гитара – Дмитрий Коссинский, ударные – Леонид Гусев). На обороте знакомые с детства заглавия: «Святки», « У камелька», «Баркарола», «Осенняя песнь», «На тройке», «Вальс цветов». (далее…)

Старинная музыка в современной инкрустации

Авторы :

№ 1 (81), январь 2008

Стимулом к сочинению музыкального произведения могут стать различные моменты. И нередко мы сталкиваемся с тем, что в роли невольных инициаторов сочинения того или иного опуса предстают исполнители, особенно когда дело касается оригинального, необычного состава. Ведь тембровое своеобразие – одна из ветвей развития современной музыки, позволяющая композитору выделиться на фоне сообщества других авторов. (далее…)

Профессионалы – любителям

Авторы :

№ 1 (81), январь 2008

Несколько дней назад в Библиотеке им. А.П.Боголюбова состоялся интересный музыкальный вечер. Его героями стали студенты кафедры концертмейстерского искусства Московской консерватории. Концерт состоял из двух отделений с чрезвычайно разнообразной программой. Звучала музыка А.Скарлатти, И.С.Баха, В.А.Моцарта, Д.Пуччини, Д.Верди, Р.Штрауса, У.Джордано (итальянский композитор-верист), И.Брамса, Г.Вольфа, Ф.Пуленка, А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова. (далее…)

Памяти Луиджи Даллапикколы

Авторы :

№ 1 (81), январь 2008

ДаллапиколаВ 2004 году исполнилось бы 100 лет со дня рождения итальянского композитора Луиджи Даллапикколы (1904-1975), одного из самых значительных музыкантов ХХ века. Именно ему принадлежит заслуга обращения итальянских композиторов к принципам новейшего искусства. В зарубежной литературе есть мнение, что Даллапиккола по праву должен быть почитаем среди «пророков новой музыки», наравне со Стравинским и Шенбергом.
Для пропаганды его музыки много сделал Э.В.Денисов. И хотя в России имя Даллапикколы стало известным в 1960-е годы, за прошедшие 40 лет из всего богатейшего наследия композитора оказались подробно изученными только его оперы, но и они не звучат на наших сценах…

На родине композитора во Флоренции в честь его столетнего юбилея (2004) была организована международная научная конференция «Луиджи Даллапиккола в свой век». Часть заседаний проходила в знаменитейшем Палаццо Веккио. (далее…)

«Музыка шелка и бамбука»

Авторы :

№ 1 (81), январь 2008

Музыка бамбукаТак в классической китайской музыке называется дуэт цитры гуцинь и флейты сяо. Гуцинь (семиструнный цинь) – это древнейший инструмент, который олицетворяет собой китайскую музыку. Сам иероглиф «музыка» (юэ) состоит из частей «шелк», «белый» и «дерево», то есть «белый шелк, натянутый на дерево» – струны циня всегда шелковые. Этот инструмент связан и с политикой, и с религией, и с философией, и с историей, и с поэзией. Традиция игры на гуцине предполагает только сольное звучание цитры.

Единственное исключение – дуэт с флейтой. Сяо – традиционная бамбуковая флейта продольного типа. Она может играть как соло, так и в ансамбле с разными инструментами. (далее…)

Ветер перемен

Авторы :

№ 1 (81), январь 2008

ХореографияО генетическом родстве американской и русской хореографии сказано немало. У истоков современного американского балета стояли эмигранты из России – Михаил Фокин, Джордж Баланчин. Именно в Америке блестяще сложилась судьба русских танцовщиков – Михаила Барышникова, Александра Годунова и многих других. Но, несмотря на столь прочные родственные узы, американский балет довольно долго оставался неизвестным широкой российской публике – отдельные постановки в ведущих театрах, Мариинском и Большом, выглядят скорее как исключение. (далее…)

Высоким стилем и с хорошим вкусом

Авторы :

№ 1 (81), январь 2008

постановка«Царь Эдип» Стравинского – произведение со счастливой судьбой. Оно обрело несколько театральных постановок еще при жизни композитора. Не потеряло своих позиций и после его ухода. И вот перед нами одна из последних сценических реализаций шедевра Стравинского.
За постановку оперы-оратории взялась блистательная группа музыкантов во главе с дирижером С.Озава и талантливым режиссером Дж.Теймор. Интернациональный состав исполнителей – Джесси Норманн, Филипп Ленгридж, Мин Танака и другие – создал яркое и запоминающееся представление. С этим, пожалуй, согласится каждый, кто его видел. Но еще важнее то, что эта постановка производит впечатление удивительной цельности и единства во всех художественных составляющих спектакля: в декорациях, костюмах, драматургии, актерской игре и, конечно же, музыке.

Постановка – результат оригинального творческого переосмысления авторских идей и пожеланий к сценическому воплощению. Привнесение собственного «я» режиссера-постановщика выражается при помощи некоторых приемов. (далее…)