№ 8 (62), декабрь 2005
Мы хотя и теоретики, но очень любим общаться со студентами других специальностей. Особенно с пианистами. Это необыкновенный народ. Их даже в толпе сразу отличишь: идет по консерваторскому буфету, а в мыслях – на сцене Большого зала. И не просто играет, а получает Нобелевскую премию из рук министра культуры. Ну, может быть, не Нобелевскую, но это уже детали. В общем, притягивают нас пианисты своей недосягаемостью, полетом фантазии и ослепительным блеском славы.
Судьба распорядилась так, что с некоторыми представителями этого доблестного племени мы иногда встречаемся в темных закоулках родной консерватории. Как-то решили мы выяснить, что же все-таки отличает пианистов от прочих обитателей музыкального мира. Выбрали троих и учинили «допрос с пристрастием».
– Кто, по-твоему, самый гениальный музыкант современности?
Андрей Коробейников, 4 курс: Есть музыканты, которых я очень люблю, но они все умерли – Шолти, Микеланджели, Гилельс, Малер. Из нынешних пошел бы послушать Ивана Соколова. Мало вообще современных пианистов, на которых бы я пошел. Во всяком случае, Софроницкого, Юдину, Гилельса никто не переплюнет.
Александр Куликов, 4 курс: Сложный вопрос. Много хороших пианистов, хотя сейчас меньше ярких индивидуальностей, чем раньше.
Павел Кушнир, 3 курс: Мержанов.
– Опиши идеального пианиста в пяти прилагательных.
Андрей: С головой. Вернее, голова, руки и уши. С нормальным туше, с думающей головой, с большой душой и с хорошими ушами (слышит акустику и чувствует, как зал себя ведет). И «свободный» – пятое прилагательное.
Павел: Спокойный, глубокий, уверенный, отрешенный, страдающий…
– На сколько лет ты себя ощущаешь как музыкант?
Андрей: На восемнадцать. Сколько живу, на столько и ощущаю. Я вообще не думаю о возрасте, если честно.
Павел: На двадцать.
– Назови произведение, которое ты не согласился бы сыграть никогда, ни при каких обстоятельствах.
Андрей: Я все играю, как свое. Может быть, это недостаток, но я не могу по-другому, иначе я начинаю на сцене врать, а врать на сцене – самое большое преступление. Так что шестое прилагательное будет – «не врущий», правдивый. Поэтому если я чувствую, что что-то не мое, тогда – извините. Не буду играть.
Павел: Гимн России.
– Допустим, в прошлой жизни ты был великим композитором. Кем именно?
Андрей: Малером.
Саша: Мне многие композиторы близки. Трудно выбрать одного. Но, если смотреть на портреты, то Чайковский, наверное.
Павел: Танеевым, потому что у него был не столько талант, сколько желание. Для меня главное талант, но, если бы я родился великим композитором, то скорее был бы одарен большим желанием работать, что-то делать.
– Назови свою любимую учебную аудиторию.
Андрей: Сгоревший 23 класс. Там проходили мои лучшие годы, там мы занимались зарубежной музыкой у Л. М. Кокоревой.
Павел: Читальный зал.
– Каким способом, кроме игры на рояле, можно установить контакт с аудиторией?
Андрей: Я очень часто говорю со сцены. Могу выйти и что-нибудь интересно объявить… Я часто так делаю.
Павел: Ну, создать легкий эпатаж. Выйти, не как обычно выходят, а так, чтобы немножко насмешить. Опустив голову, неестественной походкой или плестись, будто с тяжелого похмелья. И все немножко смеются, расслабляются.
– Ты замечаешь, кто сидит в зале?
Андрей: Да. Я помню, особенно было приятно, я как-то вышел на первый тур конкурса Скрябина и смотрю – прямо в середине зала сидит моя однокурсница.
Саша: Я не смотрю, кто конкретно сидит в зале, но всегда важна реакция, отклик слушателей. В зале всегда создается какая-то атмосфера.
– Существует ли вид спорта, который помогает овладению профессией?
Андрей: Бадминтон. Я очень люблю играть в бадминтон и побеждать. Бороться до самого последнего.
Павел: Это сложный вопрос. Точно не шахматы, они помешают. Может быть, что-то вроде настольного тенниса.
– Гений и быт – «две вещи несовместные»?
Андрей: И быт? Одно от другого неотделимо. Пока моешь посуду или ходишь за хлебом, могут такие прийти мысли… Я, например, часто стихи сочиняю.
Саша: Думаю, что здесь нет противоречия. Художник может заниматься бытовой работой.
Павел: Это вещи абсолютно несовместные. В мире художника нет быта, а в мире быта нет художника. В тот момент, когда я художник, для меня быта не существует.
– Чего тебе не хватает для полного счастья?
Андрей: Не хватает полной реализации директив мозга. Собственной реализации. Не хватает окружающей… погоды. Хорошей погоды.
Павел: У меня все есть.
– Скажи, пожалуйста, идеал «прекрасной дамы» у тебя ассоциируется с каким-нибудь музыкальным произведением?
Саша: Наверно, с побочной партией Шестой симфонии Чайковского.
Павел: В музыке женского меньше, чем мужского. Мог бы подойти первый альбом Земфиры.
Андрей: А у меня нет идеала «прекрасной дамы». Есть люди, с которыми у меня хорошие отношения.
– Поделись своими творческими планами на ближайшие полчаса.
Павел: Сейчас буду читать «Лолиту» Набокова. Давно не перечитывал…
Андрей: Л. М. Кокорева поручила мне прочитать пианистам лекцию по фортепианному творчеству Шёнберга. Буду вспоминать доклад двухлетней давности.
Саша: Да пока никаких планов. Ноты надо на ксерокс отнести…
Так вот они какие, пианисты… А вы как думали?
Юлия Ефимова,
Полина Захарова,
студентки IV курса