Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Swingle Singers» снова в Москве!

№ 4 (102), апрель 2010

В мире не так уж много коллективов, история которых насчитывает 40 и более лет. И, конечно, за время своего существования легендарный октет «Swingle Singers» успел не один раз сменить состав, страну и даже репертуар. Но его популярность и любовь у публики остается неизменной…

swinglesingers2 (далее…)

Делай, пока можешь, и ничего не бойся!

Авторы :

№ 4 (102), апрель 2010

В жизни каждого человека иногда возникает ощущение ненужности того, что он делает, желание все изменить и начать сначала. После зимней сессии такое ощущение возникло и у меня: захотелось бросить исследования донской казачьей песни и фольклор вообще. Поездка на второй Всероссийский конгресс фольклористов, написание курсовой и затем дипломной работы по донской протяжной песне должны были стать, как мне казалось, достойным завершением моих творческих опытов, после чего можно без переживаний начать изучать совсем другие области искусства. (далее…)

«Bassiona Amorosa» в Рахманиновском

Авторы :

№ 4 (102), апрель 2010

Благодаря инициативе, проявленной профессором кафедры виолончели и контрабаса Львом Владимировичем Раковым, 2 апреля в консерватории состоялся концерт международного ансамбля контрабасистов «Bassiona Amorosa». Туганов2Это первое выступление знаменитого коллектива в Москве.

Все участники коллектива – Артем Чирков (Россия), Эндрю Ли (Южная Корея), Ян Йэрмасек (Чехия), Георгий Махошвили (Грузия) – ученики выдающегося немецкого контрабасиста, профессора класса контрабаса Высшей школы музыки в Мюнхене Клауса Трумпфа. В 1996 году К. Трумпф организовал ансамбль из своих лучших студентов (кроме названых выше это Роман Патколо и Любинко Лазич). Гастрольные турне «Bassiona Amorosa» с большим успехом проходили во многих странах Европы, Азии и США. Размах творческой деятельности коллектива впечатляет: музыканты выступили более чем в пятистах концертах и нескольких телевизионных музыкальных передачах, записали тринадцать компакт-дисков. В перспективе ансамбль предполагает создание сценического действа по мотивам книги немецкого писателя П. Зюскинда «Контрабас». Популярность контрабасистов за рубежом настолько велика, что с их участием сделан короткометражный документальный фильм. Не случайно в 2003 году коллектив «Bassiona Amorosa» был удостоен престижной музыкальной премии Европы в номинации «квартеты».

(далее…)

Интермосты

Авторы :

№ 4 (102), апрель 2010

В творческой среде давно уже созрела потребность в интернациональном взаимодействии. В октябре 2009 года в столице России прошел международный фестиваль «Мост дружбы: Украина – Россия» (см.: «Трибуна молодого журналиста», 2009, № 8). Следом, в декабре прошлого года, состоялось ответное мероприятие под названием «Молодые композиторы Украины», организованное Львовской консерваторией им. Н. Лысенко. Авторами проекта стали зав. кафедрой камерного ансамбля и квартета проф. А. В. Мыкитка, доц. Т. М. Слюсарь, проф. Л. М. Николаева и композитор, выпускница Львовской консерватории А. Школьникова. Фестиваль поддержали ректор проф. И. М. Пылатюк и председатель Союза композиторов Украины Е. Ф. Станкович. На концертах, которые львовская публика встретила с большим энтузиазмом, была представлена современная вокальная и инструментальная музыка камерных жанров. В дни фестиваля была организована экскурсия по историческим местам Львова: гости смогли побывать в музее легендарной певицы Соломии Крушельницкой, увидеть архитектуру разных эпох, стилей и традиций. (далее…)

При полном аншлаге

Авторы :

№ 4 (102), апрель 2010

ShAT22 марта в Концертном зале им. Н. Я. Мясковского состоялся концерт-презентация фортепианного дуэта «ShAT». При поддержке Клуба молодых композиторов и исполнителей Москвы студентки пятого курса КФ Анна и Татьяна Шатковские представили программу из произведений современных композиторов. На двух фортепиано и на фортепиано в четыре руки были исполнены опусы как признанных мастеров отечественной классики – Альфреда Шнитке, Ефрема Подгайца, Юрия Каспарова, Михаила Кокжаева, Ольги Викторовой, так и молодых авторов – Анны Шатковской, Анастасии Позгоревой.

Перед слушателями развернулась разнообразная эмоциональная палитра: от пастельных полутонов «Prelude» Ю. Каспарова до блестящего, искрометно-виртуозного «Рондо» Е. Подгайца, от музыкально-театральной сатиры «Жалобной книги» М. Кокжаева – до философской глубины фортепианного концерта А. Шнитке, прозвучавшего в редакции для двух фортепиано. Исполнительницы проявили неизменный профессионализм и были абсолютно гармоничны в каждой ипостаси.

(далее…)

Ренессанс в Московской консерватории

Авторы :

№ 4 (102), апрель 2010

В конце зимы в Московской консерватории произошел расцвет итальянского Возрождения: к нам приехали гости из Италии – дирижер Марко Лонгини и музыковед Марко Джулиани, специализирующиеся на Игнетьева1музыке Ренессанса. Два дня подряд, с 24 по 25 февраля шли практические и лекционные занятия. Но если быть совсем точным, то начало пришлось на 23 февраля – в этот день Марко Лонгини провел первую репетицию.

Конечно, дирижер стал центральной фигурой. Энергичный, постоянно находящийся в движении, на репетициях он обращал внимание на все: динамика, которая в каждой партии своя, дикция, темпы, эмоциональное наполнение – все было тщательно и кропотливо проработано. Марко Лонгини постоянно общался с хором: шутил, хвалил, иронизировал, иллюстрировал свои идеи, показывая, какой именно результат ему нужен. Трехчасовые репетиции проносились почти незаметно. (далее…)

Неподдельная искренность

Авторы :

№ 4 (102), апрель 2010

С огромным интересом я отношусь к неизвестной мне музыке. И если впервые услышанные сочинения оказываются близки и понятны, то возникает желание с ними поглубже познакомиться.Пирумов Такими эмоциями я был наполнен на концерте памяти известного русского и армянского композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Московской консерватории Александра Ивановича Пирумова (1930-1995).

Вечер, который состоялся 27 февраля в зале имени Н. Я. Мясковского, открылся теплыми словами декана композиторского факультета проф. А. А. Коблякова. За ними последовали воспоминания проф. Р. С. Леденева: «Александр Иванович Пирумов остался в памяти знавших его как человек, притягивающий к себе ощущением исходящих от него доброты, мягкости, неторопливого спокойствия. Он был композитором-философом, созерцающим красоту окружающего нас мира, отражающим ее в своих мыслях и музыке. Качество Пирумова-композитора: серьезный тон, скупой, часто поступенный тематизм, изящество письма, тонкое вплетение национального элемента, столь любимая им полифоничность фактуры». Говоря о музыке Пирумова, Роман Семенович особо подчеркнул одно из самых важных ее качеств – неподдельную искренность.

(далее…)

В зале — новое поколение

№ 4 (102), апрель 2010

франкофония1а«Мы хотим сделать современную музыку доступной» – девиз прошедшего в марте фестиваля «Московский форум: Франкофония» очень важен для нас. Современному музыканту независимо от специализации необходимо находиться в эпицентре музыкальных событий. Фестиваль открыл новые произведения, новые техники, на нем звучали сочинения российских и французских классиков авангарда, включая и неизвестные произведения мэтров, состоялись премьеры сочинений молодых композиторов, наших современников, некоторые из которых написаны специально для «Московского форума». Причем сочинения российских и французских композиторов исполняли российские и французские ансамбли и солисты.

(далее…)

Свобода, равенство, братство

Авторы :

№ 4 (102), апрель 2010

МолОт кует композиторов новой генерации

Чтобы талант молодого композитора благополучно развивался, ему жизненно необходима поддержка в начале пути. Но где ее найти выпускнику композиторского факультета любого музыкального вуза? Современная Мусаелян1академическая музыка интересует, прямо скажем, лишь малую часть и без того немногочисленной аудитории, способной воспринимать «классику». Но «внутри» новой музыки проблем еще больше, чем «снаружи». Ее буквально раздирают на части различные школы и направления, каждое из которых имеет свою идеологию и свой «единственно верный» взгляд на развитие искусства, а представители многочисленных направлений воспринимают друг друга подчас как личных врагов.

(далее…)