Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Дети должны улыбаться!

Авторы :

№ 6 (122), сентябрь 2012

27 мая в стенах школы-интерната № 62 города Москвы состоялся необычный концерт – дружеская встреча воспитанников интерната с учащимися хоровой студии «Угреша». Это событие оставило яркий след в сердцах всех присутствующих, включая меня.

Хоровая студия «Угреша» возникла два года назад под крылом мужского Николо-Угрешского монастыря в городе Дзержинском. Мне посчастливилось стать одним из членов педагогического коллектива этой замечательной школы. В студии обучаются только мальчики, они получают азы музыкального образования, а также изучают основы православия. В процессе обучения ребята приобретают не только знания, но и бесценный опыт общения друг с другом и с духовными наставниками – занятия проходят в дружеской и творческой атмосфере. Главным предметом является хор. В репертуар входят как православные богослужебные песнопения, так и светские сочинения русских композиторов. Дети уже не раз выходили на сцену, принимая участие в различных фестивалях, конкурсах и концертах.

Николо-Угрешский монастырь ведет активную попечительскую деятельность. Школа-интернат № 62 уже давно является одним из «гнезд», птенцов которых он оберегает: здесь живут и учатся 130 детей. Это отказники, дети наркоманов и алкоголиков, некоторые из них с физическими или психическими отклонениями. Но, несмотря на все это, они не перестают быть детьми, которые нуждаются в общении, заботе и внимании. Служители монастыря, как могут, помогают им.

В последнее воскресенье мая монастырь организовал поездку учеников студии «Угреша» вместе с руководителем, духовными наставниками, родителями и преподавателями в гости к ребятам из интерната. Наш приезд стал большим праздником для детей. На концерте выступили ученики «Угреши» и взрослый вокальный ансамбль монастыря. Юные зрители слушали их затаив дыхание – зал зажегся блеском восхищенных глаз. Потом ребята поменялись местами и на сцене оказались воспитанники интерната со своим ответным словом. Они пели народные песни и романсы, танцевали и водили хороводы, искренне, от души. Они не волновались, а просто получали удовольствие от того, что делают, и хотели поделиться этой радостью с другими.

Когда я села в зрительный зал, рядом оказалась девочка лет шести с длинными красивыми волосами и огромными, по-детски наивными глазами. Сначала она просто разглядывала меня, потом взяла мою руку и начала гладить. Я проглотила комок в горле, стараясь скрыть слезы, и спросила, как ее зовут. Она воодушевленно ответила: «Валя! Валентина! А Вас?» Я ответила: «Алена». Девочка изумленно посмотрела на меня, отчего и без того огромные глаза еще больше раскрылись, помолчала секунд пятнадцать и, не дождавшись ответа, спросила: «А отчество?!» Я скромно ответила: «Сергеевна». После этого она улыбнулась, облокотилась на меня и закинула мою руку себе на плечи, продолжая ее гладить. Так, в обнимку, мы и просидели. Это был единственный концерт в моей жизни, на протяжении которого я плакала не останавливаясь…

После концерта на сцену были приглашены выпускники школы-интерната. Отец Александр, духовный наставник «Угреши», благословил ребят и преподнес в дар каждому икону. По счастливой случайности в этот день одному из воспитанников интерната исполнилось 10 лет. Для поздравлений на сцену скромно и как бы извиняясь вышел маленький худенький мальчик. Батюшка вручил ему внушительных размеров икону в резной деревянной рамке. Описать эмоции, которые в этот момент бродили по лицу ребенка, просто невозможно! В ответ он вежливо сказал «спасибо» и так же скромно ушел, но глаза его светились какой-то кристальной чистотой, излучая настоящее детское счастье. И это было лучшей благодарностью. Мальчик крепко прижал икону к груди и не выпускал ее из рук весь день.

Встреча закончилась чаепитием с монастырской выпечкой и поеданием мороженого. Ребята общались друг с другом, все желающие могли побеседовать с батюшкой, а их, как оказалось, было немало. Могу с полной уверенностью сказать, что тот день в моей жизни, как и в жизни других участников события, не прошел зря. Для всех он послужил уроком и пищей для размышлений. Дети должны улыбаться! И мы многое можем для этого сделать.

Алена Торгова,
студентка
IV курса ИТФ

«Детский альбом» по-взрослому

Авторы :

№ 6 (122), сентябрь 2012

Едва ли не каждому музыканту словосочетание «Детский альбом» сразу напоминает об известном сборнике фортепианных пьес П. И. Чайковского. И, надо заметить, очень многие композиторы обращались к детской аудитории, соответствующим образом называя свои сочинения – «Альбом для юношества» Роберта Шумана, «Детский уголок» Клода Дебюсси и другие. На афишах концертных залов все чаще встречается еще один «Детский альбом» – это название одного из многочисленных проектов фонда развития культуры «Возвращение».

Этот фонд был образован в 2000 году с целью объединить в ансамбль музыкантов-исполнителей разных стран и школ. Лауреаты многочисленных конкурсов, музыканты-профессионалы, в репертуаре которых самые различные произведения – от классиков до наших современников, организовали цикл концертов камерной музыки. Однако стать участником нового проекта «Возвращение. Детский альбом» посчастливилось лишь самым выдающимся ребятам.

Еще в октябре 2010 года на сцене Галереи искусств впервые встретились не только маститые исполнители, но и их юные коллеги, начинающие талантливые музыканты. Здесь состоялось прослушивание учащихся специальных музыкальных школ, училищ и колледжей. Было подано более 40 заявок из пяти музыкальных учебных заведений. Претенденты демонстрировали свое мастерство в игре на фортепиано, скрипке, альте, виолончели, флейте, гобое, кларнете, фаготе, валторне, саксофоне, трубе и даже тубе, а также на народных инструментах – баяне, балалайке, гитаре. Способности музыкантов оценивались как в сольной, так и в ансамблевой игре. Их отбирали постоянные участники фестиваля «Возвращение», лауреаты международных конкурсов: Борис Андрианов (виолончель), Михаил Безносов (кларнет), Дмитрий Булгаков (гобой), Роман Минц (скрипка), Рэм Урасин (фортепиано).

Сейчас стипендиатами фонда являются скрипачи Кристина Торощина, Роман Филиппов и Анна Савкина; пианисты Анастасия Воротная, Дмитрий Калашников, Николай Кузнецов и Арина Пан; Анастасия Кобекина (виолончель), Ксения Арсенова (флейта), Елизавета Бабченко (гобой), Евгений Красильников (тромбон), Евгений Крылевский (саксофон). Вместе со своими старшими коллегами ребята дают ежегодные традиционные концерты в Рахманиновском зале, а также гастролируют по городам России. Важной составляющей проекта являются благотворительные концерты в детских реабилитационных центрах, где обреченные на длительное лечение малыши имеют возможность послушать музыку, познакомиться с исполнителями и их музыкальными инструментами. В этом отражается огромная любовь организаторов к детям.

Президент фонда Дмитрий Булгаков считает, что главная задача проекта «Возвращение. Детский альбом» – помочь талантливым детям реализовать себя в начале творческого пути. Кроме того, старшие музыканты признаются, что сами учатся у своих младших друзей. Хотя и те и другие – крайне занятые люди, они находят драгоценное время для совместных концертов и реализации все новых и новых творческих задач. Таким образом, возрождается та самая традиция камерного музицирования, которая всегда сближала исполнителей разных поколений.

Когда слушаешь выступление ансамбля участников «Детского альбома», удивляешься, какое взаимопонимание и глубокое уважение к профессионализму друг друга питают исполнители. Здесь все равны: и взрослый, и юный. И не только на сцене, но и в жизни. Потому дети чувствуют полную творческую свободу, а маститые – гордость за блестяще исполненную музыку. Организованные из чистого побуждения сердца и любви к детям, такие мероприятия помогают выявить новые «звезды» и предоставить им возможность двигаться вперед по нелегкому творческому пути.

Анна Филиппова,
студентка
IV курса ИТФ

Юбилейный сезон

Авторы :

№ 6 (122), сентябрь 2012

Музей имени Н. Г. Рубинштейна в минувшем сезоне подарил слушателям цикл концертов, посвященных 100-летию со дня его основания и 20-летию восстановления в здании Московской консерватории. Программы концертов в Овальном зале включали произведения разных эпох в исполнении как студентов консерватории, так и музыкантов, для которых студенческие годы остались позади. Причем и те и другие показали мастерство, достойное зала, в котором они выступали.

Звучавшая музыка была связана с историей музея. Один из концертов был посвящен профессору Сергею Леонидовичу Доренскому, так как именно он предложил в 1995 году передать в музей из 45-го класса личный рояль Константина Николаевича Игумнова, благодаря чему появилась возможность проводить здесь музыкальные собрания.

Другой концерт был приурочен к юбилею Сергея Ивановича Танеева – композитора, дирижера, пианиста, педагога и музыкального ученого, жизнь и творческая деятельность которого тесно связаны с историей консерватории. Концерт стал великолепным итогом IV Международного конкурса камерных ансамблей им. С. И. Танеева, во всем блеске показав своих лауреатов. Настоящим наслаждением для слушателей стало выступление Трио в составе Александр Шайкин (фортепиано), Кирилл Кравцов (скрипка) и Федор Землеруб (виолончель).

Ежегодно в Музее проходит концерт в память о пианисте, дирижере, основателе Московского отделения Русского музыкального общества и первом директоре Московской консерватории Николае Григорьевиче Рубинштейне. Этот концерт всегда особенный, так как музей носит его имя. В минувшем сезоне в программу концерта вошли произведения из концертного репертуара пианиста, а также трио «Памяти великого художника» П. И. Чайковского, исполненное в первую годовщину со дня кончины Николая Григорьевича.

Однако одним из самых запоминающихся стал концерт, программа которого включала малоизвестные или редко исполняемые произведения композиторов ХХ века. В этом году была представлена уникальная возможность услышать сочинения Николая Рославца, Георгия Римского-Корсакова, Александра Мосолова. Жемчужиной программы стало исполнение произведения Артура Лурье «Плач Богородицы» для струнного трио и сопрано.

Концерты музея радуют своих посетителей не только прекрасно составленными программами, но и абсолютной доступностью – приглашение на концерт слушатели могут получить бесплатно непосредственно перед его началом. Музей во главе с директором Е. Л. Гуревич и при содействии ведущих профессоров – А. З. Бондурянского, В. В. Горностаевой, С. Л. Доренского, З. А. Игнатьевой, Л. В. Рощиной – и их молодых коллег – И. В. Красотиной, Р. А. Островского, А. А. Писарева, А. А. Ровнера – продолжает просветительское дело великих музыкантов прошлого.

Марина Вялова,
студентка
IV курса ИТФ

ARS LONGA

№ 6 (122), сентябрь 2012

…Vita brevis. Или «La vida breve» («Жизнь коротка»). Именно так называется опера Мануэля де Фальи, хоровая сюита из которой звучала в стенах консерватории в жаркие майские дни. После вынужденного двухлетнего перерыва на сцену Большого зала вернулся государственный экзамен по хоровому дирижированию…

Выпуск ушедшего сезона оказался немногочисленным – всего 6 человек. Но выступление каждого дирижера заслуживало особого внимания, в каждом можно было отметить разные достоинства и сильные стороны, – что и сделал председатель государственной экзаменационной комиссии, ректор Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского проф. В. И. Рожок. «Высокий профессиональный уровень, отменный вкус, тонкое проникновение в художественное содержание исполняемых произведений, дирижерские волевые качества и артистизм» – вот лишь часть характеристики прошедшего экзамена, высказанная председателем в отчете по результатам прослушивания.

И действительно, выпускной экзамен по специальности – то событие в жизни каждого молодого дирижера, которое как ничто другое позволяет раскрыться и проявить себя. От выбора репертуара до непосредственного воплощения исполнительских задумок в жизнь – весь этот долгий и увлекательный путь полностью ложится на плечи почти специалиста, выявляя все его достоинства и недостатки с максимальной силой.

В этом году в программу каждого выступления входило два произведения a cappella – русского и зарубежного композиторов – и крупная сцена или несколько номеров кантатно-ораториального жанра. В первый день, 24 мая, выступили Ярослав Глушаков, Владимир Погоров и Анна Миклашевич, затем творческий порыв подхватили Маргарита Пожинайло, Елена Бевз, Николай Семенов. И самым ярким впечатлением первого дня, пожалуй, стало блестящее исполнение «Курских песен» Свиридова. А вот дальше… Было довольно неожиданно увидеть на сцене Большого зала гитару, услышать переливающееся сочное и густое меццо-сопрано – ощутить знойный испанский полдень. Хоровая сюита из оперы М. де Фальи «La vida breve» стала неожиданным, но чрезвычайно запоминающимся и эффектным номером среди академической строгости экзаменационных программ!

И, конечно, невозможно обойти вниманием факультетский хор – главного участника и помощника выпускников. «Коллектив редких профессиональных качеств и возможностей с безупречной интонацией, полнозвучием, единой вокально-певческой манерой, выразительно-осмысленной дикцией, многогранностью звуковой динамики» – немало теплых слов подберет для описания своих впечатлений В. И. Рожок, подчеркивая в этом важнейшую роль и заслугу руководителя коллектива проф. С. С. Калинина.

Трудно, наверное, оценить экзаменационные выступления, когда принимаешь в них непосредственное участие, когда нет возможности объективно посмотреть со стороны. Но ни на что нельзя променять то необыкновенное чувство радости, ответственности и праздника, когда на твоих глазах, с твоим участием свершается этот важный шаг, отделяющий вчерашнего студента от профессионала – выпускника консерватории. Итог прошедших госэкзаменов замечательно подвел в своем отчете Владимир Иванович: «Уровень подготовки молодых отечественных дирижеров и воспитание профессиональных исполнительских качеств студенческого хора в Московской консерватории внушает уверенность в дальнейшем процветании и развитии российского академического хорового искусства и исполнительства».

Ольга Ординарцева,
студентка
IV курса ДФ

Стадлер-дуэт

Авторы :

№ 6 (122), сентябрь 2012

В конце прошедшего сезона Малом зале состоялся концерт народного артиста России Сергея Стадлера (скрипка) и его сестры, коллеги по ансамблю и лауреата международных конкурсов Юлии Стадлер (фортепиано). В программе была представлена русская скрипичная виртуозная музыка – как оригинальные сочинения, так и обработки фортепианных и симфонических произведений.

Два отделения концерта пролетели на одном дыхании: звучавшая музыка хорошо известна всем, она давно вошла в золотой фонд русской классики. «Полет шмеля» Римского-Корсакова, Гопак Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка», Марш Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» – эти и многие другие популярные сочинения были исполнены необыкновенно музыкально, безукоризненно, ярко.

В программе концерта было, пожалуй, только одно произведение, которое исполняют редко, – это Соната для скрипки и фортепиано G-dur Антона Рубинштейна (соч. 13). Сергей и Юлия Стадлеры не случайно включили ее в программу. Первое отделение исполнители посвятили музыкантам, которые стояли у истоков нашего образования. Речь идет, конечно, об Антоне Рубинштейне, а также о Генрике Венявском – знаменитом польском скрипаче и композиторе, который преподавал в Санкт-Петербургской консерватории со дня ее основания, был главой русской скрипичной школы.

Очень интересными для меня стали комментарии Сергея Стадлера. Слово исполнителя всегда создает в зале теплую и дружественную атмосферу. Несмотря на то что его речь была плохо слышна (по крайней мере, на последних рядах), завороженная публика сидела тихо и старалась уловить каждое слово.

И еще одна грань таланта С. Стадлера раскрылась для меня на этом концерте – он делает прекрасные обработки для скрипки: прозвучали «Шалунья» Чайковского из Восемнадцати пьес для фортепиано, «Испанская серенада» Глазунова и «Восточный танец» Рахманинова. В программе, правда, были и другие обработки – Л. Ауэра, Я. Хейфеца, Д. Ойстраха, С. Душкина, Д. Цыганова.

Не могу не вспомнить и небольшой курьез, произошедший на этом вечере. Публика давно привыкла к тому, что в программе часто происходят неожиданные изменения. Вот и в этот раз, когда С. Стадлер в первом отделении вместо заявленных двух каприсов и полонезов Г. Венявского исполнил только каприсы, никто не удивился и, дослушав следующее произведение (Сонату А. Рубинштейна), все подумали, что начался антракт. В зале зажгли свет, открыли двери, и никто не ожидал выхода артистов на сцену… Однако оказалось, что они просто решили поменять произведения местами! И понадобилось еще немало времени, чтобы публика вернулась на свои места. Эта ситуация нисколько не испортила впечатления от концерта, который действительно прошел с большим успехом.

Сергей и Юлия Стадлеры очень много гастролируют, выступают с различными оркестрами, в различных камерных составах. Возможно, то, что они родились в одной семье, помогло им создать такой органичный дуэт, так тонко чувствовать друг друга на сцене. Мы будем ждать выступления этих музыкантов снова!

Мария Тихомирова,
студентка
IV курса ИТФ

Концерт-шарада

№ 6 (122), сентябрь 2012

Что есть музыка сегодня? Технический прогресс неуклонно вносит свои перемены, новые течения и направления сменяют друг друга в музыкальном искусстве. Но среди всего этого коловращения одно остается неизменным – классическая музыка! Она живет, питая человеческие души, оставаясь чистым источником познания истинной красоты и гармонии. Идея укрепить ее позиции в обществе, приблизить к реальной жизни легла в основу классного вечера профессора Р. А. Хананиной, который состоялся 9 июня в Екатерининском зале музея-заповедника «Царицыно».

Классическая музыка была преподнесена слушателям в театрализованной манере. Эпиграфом концерта-шарадаы стали слова Н. В. Гоголя: «Любите ли Вы театр? Я спрашиваю, любите ли вы его так, как люблю его я?» Не было никакого конферанса – вместо него была… пантомима! Номера концерта объединялись в большие тематические группы, предваряемые выходом балерины, студентки РАТИ Виктории Черновой. Именно она при помощи языка танца объявляла последующие музыкальные номера. Ее появление сопровождалось темой «Прогулки» из «Картинок с выставки» Мусоргского, звучавшей в исполнении клавесина, гобоя и виолончели.

В основу программы легли фортепианные транскрипции опер и балетов, инструментальные и вокальные номера, фрагменты мюзикла – преимущественно произведения русских композиторов: М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, А. Хачатуряна, Р. Щедрина, А. Шнитке, В. Гаврилина, а также очень талантливого, но рано ушедшего из жизни композитора и пианиста Н. Эконому. Музыкальное действо обрамлялось музыкой сцены коронации из оперы Мусоргского «Борис Годунов» в транскрипции для двух фортепиано.

В концерте приняли участие студенты Московской консерватории, представители Японии, Китая, Кореи, КНДР, США, России, Украины и Белоруссии. Но, несмотря на такую пестроту наций, мы образовали коллектив, объединенный любовью к классической музыке, к русскому музыкальному искусству и, конечно же, к фортепиано (хотя многие среди нас владеют не только одним инструментом). Наиболее показательным стало выступление кореянки Су Бин, которая, исполнив сложнейшее произведение на скрипке, сразу же села за рояль и, пожалуй, не менее виртуозно сыграла свою партию в фортепианном ансамбле. Запомнилось и выступление виолончелиста студента их Японии Хорио Мокио, совершенно по-русски исполнившего «Монолог» Щедрина.

Успеху концерта во многом способствовали прекрасные инструменты – два белых рояля – и замечательная акустика Екатерининского зала, проникнутого утонченной атмосферой старинного поместья. Высокие своды и золоченые колонны, статуя императрицы Екатерины и люстры изумительной красоты, выполненные в духе старинных подсвечников… Все это вызывало в душе чувство особой ответственности, причастности к дворянскому роду, будто ты играешь и для тех невидимых слушателей, которые когда-то устраивали в этом зале светские приемы.

Благодаря совместным усилиям директора музея-заповедника «Царицыно» А. С. Безрукова, сотрудников иностранного деканата во главе с профессором А. М. Рудневским и, конечно, творческому подходу нашего педагога профессора Риммы Анатольевны Хананиной классный вечер дал жизнь новому жанру концерта классической музыки. Надеюсь, это станет доброй традицией!

Ирина Шашкова-Петерсон,
студентка
V курса ИТФ

Сказ о том, как Александр Сладковский Казань брал

Авторы :

№ 6 (122), сентябрь 2012

Государственный симфонический оркестр республики Татарстан (ГСОРТ) открыл свой 47-й концертный сезон. Почти полувековая история оркестра началась в 1966 году. У истоков коллектива стоял Назиб Жиганов – председатель Союза композиторов Татарстана, основатель и ректор Казанской государственной консерватории с 1945 по 1953 год. Он пригласил на пост художественного руководителя и главного дирижера оркестра Натана Рахлина. За годы работы Натана Григорьевича ГСОРТ стал высокопрофессиональным коллективом, в репертуар которого вошли шедевры мирового симфонического репертуара. После место за дирижерским пультом ГСОРТ занимали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Фуат Мансуров. Новый период в жизни оркестра начался в июле 2010 года, когда коллектив возглавил Александр Сладковский.

Александр Витальевич окончил Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории, был главным дирижером театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории и оркестра санкт-петербургской Капеллы, дирижером оркестра «Новая Россия». Придя в ГСОРТ, Александр Сладковский не только поднял игру музыкантов на высокий профессиональный уровень, но и обеспечил максимально комфортные условия для оркестрантов. В течение года в итальянском городе Кремноне были закуплены восемь скрипок, четыре альта, три виолончели, контрабас и арфа (четыре скрипки и альт XVII века мастера Паоло Антонио Тесторе, ученика великого Страдивари!). Группа фаготов пополнилась новыми инструментами знаменитой немецкой фирмы «Puchner».

Менее чем за два года оркестр ярко заявил о себе на российской музыкальной арене. А. Сладковский учредил в Казани четыре международных фестиваля  самой разной тематики: «Казанская осень», «Рахлинские сезоны», «Белая сирень» и «СONCORDIA». Фестиваль «Белая сирень» имени Сергея Рахманинова призван познакомить жителей республики с богатым наследием великого русского композитора. Уже дважды в Казань по приглашению Сладковского специально приезжал Александр Рахманинов, внук Сергея Васильевича. Одним из самых ярких событий стало учреждение крупного фестиваля современной музыки «СONCORDIA» имени Софии Губайдулиной – уроженки республики Татарстан. Он прошел впервые в ноябре 2011 года и был посвящен юбилею Софии Асгатовны. Подарком для слушателей стало личное присутствие композитора на концертах фестиваля.

К участию в этих форумах и выступлениях оркестра Александр Витальевич активно привлекает ведущие музыкальные силы России и зарубежья. За последний год Казань посетили Давид Герингас, Денис Мацуев, Николай Луганский, Борис Березовский, Юрий Башмет, Ольга Бородина, Хибла Герзмава, Дмитрий Хворостовский, Барри Дуглас и многие другие.

Важную часть работы оркестра составляют просветительские проекты. Продолжая традиции, заложенные Н. Рахлиным, А. Сладковский много внимания уделяет турне по городам Татарстана, в ходе которых все желающие могут бесплатно приобщиться к высокому искусству. Для поддержки особо одаренных учеников музыкальных школ и студентов консерватории учрежден проект «Достояние республики». В рамках программы «Исцеление музыкой» оркестр дает концерты для инвалидов и тяжелобольных детей. В следующем сезоне стартует новый образовательный проект «Уроки музыки с оркестром», в рамках которого музыканты будут давать бесплатные познавательные лекции и выступления для учеников казанских общеобразовательных школ. За эти и другие благородные поступки коллектив был удостоен звания «Благотворитель года – 2011».

Оркестр уже представил свою работу на суд европейских слушателей. В июне 2012 года ГСОРТ принял участие в Международном музыкальном фестивале «Worthersee Classics» в австрийском городе Клагенфурт. Кроме того, руководитель Международного музыкального фестиваля в Равинии Вельс Кауфман пригласил музыкантов в Северную Америку для участия в этом престижном форуме в 2013 году. Многие критики уже сегодня признают коллектив из Казани одним ярких в России. И, может быть, не за горами время, когда Государственный симфонический оркестр республики Татарстан составит достойную конкуренцию именитым оркестрам мира.

Ольга Завьялова,
студентка
IV курса ИТФ

Эликсир молодости

Авторы :

№ 6 (122), сентябрь 2012

18 мая в своем доме в баварской коммуне Берг, не дожив 10 дней до 87-летия, скончался великий немецкий певец Дитрих Фишер-Дискау.

Одно это имя способно вызвать в памяти вереницу звуковых ассоциаций, навеянных его потрясающим голосом. XX век, благодаря своей сложной и неоднозначной истории, стал совершенно особой эпохой в европейской музыке, а творчество Фишера-Дискау для нас, живущих в начале века двадцать первого, – эталоном мастерства музыканта того времени. Сегодня едва ли возможно представить себе, как выглядела бы картина европейской музыки прошлого cтолетия, если бы на ней не присутствовала личность Фишера-Дискау.

Невозможно забыть наполненные глубокой человечностью интерпретации певца «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути» Шуберта. Биением усталого, истекающего страданием сердца слышатся «Песни странствующего подмастерья» Малера. Становится страшно – стоит только вспомнить звучание «Лесного царя». Все эти образы – лишь малая часть той колоссальной работы музыканта, которая навсегда останется в анналах истории музыки.

Необыкновенной чистоты голос Фишера-Дискау, соединенный с огромным актерским даром и непрестанным саморазвитием чрезвычайно талантливого человека, – все это послужило причиной возникновения ряда образов, через которые мы теперь воспринимаем оперу и феномен европейской композиторской песни. Стиль исполнения Фишера-Дискау – яркий, но не ослепляющий – проникает в сердце каждому, оставаясь при этом глубоко индивидуальным и безошибочно узнаваемым с первых звуков.

Наверное, мало кто знает, что помимо высочайшего качества звуковых памятников Мастер оставил нам и литературное наследие. Его книга размышлений и воспоминаний «Отзвуки былого» не уступает образцам текстов лучших музыкантов прошлого – Бетховена, Шумана, Бородина. Сквозь описание своей жизни, наполненной личным творчеством и встречами со многими исполнителями и дирижерами, чьи имена давно стали для нас символами самой музыки, просвечивает великолепный ум автора – человека с богатой и тщательно организованной системой внутреннего мира, с теплым юмором рассказывающего о тех, кто вместе с ним шел по дороге, имя которой – Музыка, и об извилистых перипетиях того непростого времени, в котором ему выпала судьба творить. Для каждого, чье сердце оживает при имени Фишера-Дискау, эта книга станет символом задушевной беседы, в которой автор с присущей ему скромностью, тактом и обаянием раскрывает бытие европейской музыки во второй половине XX века, с большим достоинством отзываясь о героях своего повествования.

Слушая Фишера-Дискау, невозможно представить, что звучащее было пропето когда-то, – все ощущается так, будто происходит сейчас и звучит впервые. По-своему певец открыл «эликсир молодости» – голос Дитриха Фишера-Дискау, благодаря многочисленным записям, навсегда сохранит для нас свежесть звучания и неугасаемый жар артистического огня.

Марина Вялова,
студентка
IV курса ИТФ

Душой говорить с публикой

Авторы :

№ 6 (122), сентябрь 2012

Есть люди, которые раскрываются в полной мере лишь при живом общении. Одна из них – народная артистка России профессор Юлия Андреевна Туркина. Как только я вошла в ее класс, меня встретила очень приветливая женщина, с глазами, излучающими свет и любовь к жизни. И еще я сразу поняла: эти глаза видели многое, ведь Юлия Андреевна пережила Великую Отечественную войну, о которой она до сих пор рассказывает с болью и так, как будто это произошло вчера…

Уже с порога Юлия Андреевна заявила, что самое главное достижение в ее жизни – это фортепианный дуэт. По всему миру были известны Галина и Юлия Туркины – «душа и сердце», как их прозвали за проникновенное исполнение. Более 60 лет сестры Туркины без перерыва продолжали свою деятельность. Каждый год в честь своей сестры, которой уже нет в живых, Юлия Андреевна дает сольный концерт.

Кроме того, осенью 2011 года Юлия Андреевна на сцене встретила свой юбилей. Но она, как и всякая женщина, не любит цифры. Скажу лишь то, что Юлия Андреевна является единственной концертирующей пианисткой, достигшей такого возраста. Именно за эти заслуги ее имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса.

Меня поразила ее невероятная трудоспособность – Юлия Андреевна много играет в камерном ансамбле и постоянно учит новые произведения, чем могут похвастаться отнюдь не все нынешние музыканты. И играет она всегда наизусть! «Когда играешь наизусть, – говорит она, – ты исполняешь, а когда играешь по нотам – читаешь с листа». После этих слов она тут же стала показывать ноты виолончельной сонаты Мясковского и мы погрузились в обсуждение музыки.

Есть музыканты, которые не очень задумываются о смысле сочинения при его исполнении, о том, что хотят донести до публики. Юлия Андреевна сказала золотые слова, которые должны светить как маяк всем исполнителям: «Самое главное для музыканта – душой сказать публике то, что он ждет. Пальцы должны говорить то, что чувствует душа. А сейчас у многих пальцы изумительные, техника феноменальная, а кому она нужна без души? Никому! Еще Рахманинов предупреждал, что скоро сердце и душа отомрет». Будем надеяться, что благодаря таким людям, как Юлия Андреевна, это не произойдет никогда.

Лилия Миндиярова,
студентка
IV курса ИТФ

Ах, лето!..

Авторы :

№ 6 (122), сентябрь 2012

Вот уже многие годы Московская консерватория дарит своим студентам замечательную возможность отдохнуть в прекрасном месте – небольшом городке, расположенном на берегу Балтийского моря. До 1945 года этот живописный уголок принадлежал Германии и назывался Раушен. После присоединения Кенигсберга и создания Калининградской области Раушен был переименован в Светлогорск.

Летом мне посчастливилось побывать в этом спортивно-оздоровительном лагере – поразмять косточки после продолжительного учебного года и усердных занятий, насладиться чудесной природой, покупаться… в довольно прохладном море. Но, как поется в песне, «если хочешь быть здоров – закаляйся»! Бессменными руководителями были Елена Васильевна Митяева – завкафедрой физического воспитания, замечательная, очень открытая и добрая женщина, и Светлана Николаевна Тылова – «спортсменка, комсомолка и просто красавица». Утро начиналось с посещения бювета с целебной водой и зарядки, которая проходила на набережной у Солнечных часов (уж что-что, а халтуру наши педагоги на зарядке не терпели – все очень добросовестно выполняли различные упражнения). Затем мы босиком шли по песчаному пляжу, а самые отчаянные решались перейти к водным процедурам. Спортивная программа также включала в себя проведение турниров по волейболу, бадминтону, настольному и большому теннису. Желающие – а их оказалось немало – могли принять участие в кроссе: маршрут проходил через живописный парк, откуда открывался чудесный вид на море, затем спуск по лестнице, пляж и самое сложное – подъем еще по одной лестнице, ведущей к воротам нашего пансионата «Балтика».

Пансионат, принимающий своих гостей с 1984 года, находится в зеленой части города, в ста метрах от спуска к морю. На его территории расположились два жилых корпуса, ресторан, теннисный корт, площадки для бадминтона и волейбола, настольный теннис и тренажерный зал. Также к вашим услугам кабинет физиотерапии, массаж и жемчужные ванны. Ресторанчик, находящийся всего в нескольких шагах, очень уютный, но при этом достаточно вместительный. Именно там проходили различные увеселительные мероприятия, в том числе и наш капустник. Не могу обойти вниманием профессионализм и заботливость обслуживающего персонала. Особенно хочется отметить поваров – отдыхающие с нетерпением тянулись на запах вкусного обеда. А какие аппетитные пирожки подавали на ужин – просто пальчики оближешь!

К сожалению, погода улыбалась нам нечасто. Пронизывающий ветер то и дело норовил прогнать с пляжа, а когда начиналась гроза, молния буквально разрывала зигзагами небо на части, врываясь в толщу воды. Но зато… Ах, какие в том краю закаты! Солнце, спрятавшись за облаками, через некоторое время появлялось снова, с каждым мгновением становясь все ближе и ближе к морю, и, едва «коснувшись» воды, медленно исчезало на горизонте…

Во время нашего отдыха в Светлогорске проходил трехдневный фестиваль польских фильмов «Висла». Картины показывали в киноконцертном зале Светлогорского военного санатория. Вниманию публики были представлены работы таких режиссеров, как Кшиштоф Занусси с фильмом «Сердце на ладони» (где главную роль сыграл недавно ушедший из жизни Богдан Ступка), Томаш Конецки и Анджей Сарамонович (комедия «Тестостерон»). Помимо игровых были показаны и документальные фильмы из цикла «Поляки. Руководство пользователя» и многие другие.

Очень важным событием для всех стал приезд ректора А. С. Соколова. Как известно, Александр Сергеевич отлично играет в большой теннис, и перед Еленой Васильевной встала задача выбрать одного из нас ему в партнеры. Этой чести удостоилась Елизавета Гершунская – студентка III курса ИТФ. На мой взгляд, Лиза справилась с поставленной задачей – мощные, красивые подачи ректора были приняты ею достойно. А еще Александр Сергеевич присутствовал на финальном матче по волейболу. Ребята очень волновались – первые подачи не удавались ни с одной, ни с другой стороны, но, собравшись духом, обе команды показали хорошую игру. И победила, как всегда – дружба!

Кульминацией пребывания в Светлогорске стали два концерта наших студентов, на которых присутствовал ректор. Один – в киноконцертном зале военного санатория – шел при полном аншлаге, хотя и в дневное время. Каждого участника публика долго не отпускала со сцены и провожала под продолжительные аплодисменты. А в завершение на сцену вышли хоровой и камерно-инструментальный ансамбли, которые исполнили три «Курские песни» Г. Свиридова. Второй концерт-капустник прошел в более узком кругу в ресторане нашего пансионата. Следом за выступлением Александра Сергеевича началось театрализованное представление, после чего каждый из нас был удостоен грамоты за те или иные заслуги. В этот вечер царила очень теплая и дружественная атмосфера. И каждый из нас еще не раз будет вспоминать счастливые летние дни, проведенные на берегу Балтийского моря.

Елизавета Воробьева,
студентка
V курса ИТФ