«Нынче Муха-Цокотуха – именинница!»
№ 9 (125), декабрь 2012
Москва балует своих юных зрителей большим выбором музыкальных спектаклей на любой вкус: тут и академические постановки, и современные, и спектакли-экспромты. Выбор огромен, каждый день несколько представлений. А вот со спектаклями для самых маленьких (3-4 года) дела обстоят сложнее: здесь выбор не столь велик. Если честно, не все детки в таком возрасте готовы к посещению театра. Создатель и руководитель московского Театра кукол Сергей Образцов в свое время говорил, что вести ребенка в театр раньше пяти лет — значит совершать против него преступление. Но ведь и поколение сейчас другое: дети развиваются быстрее.
Уверена, что посещение камерного зала Театра Владимира Назарова оставит в душе маленького театрала только положительные эмоции. Зал действительно камерный (всего 200 мест) с террасообразным расположением кресел, благодаря чему сцена хорошо просматривается из любой точки. Сиденья удобные, мягкие, атмосфера в зале уютная. В фойе театра внимание привлекают изящные ажурные металлические стулья и скамьи со столиками. Для совсем маленьких зрителей театр предлагает представления «Муха-цокотуха» и «Тараканище», объединенные в один спектакль с антрактом. На него можно ходить даже с полуторагодовалыми малышами. Хотя, конечно, все индивидуально.
В этом спектакле продуманы мельчайшие детали: сразу же после гардероба детей встречает приятная дама, которая разливает чай из самовара, приглашая гостей отведать душистый напиток вприкуску с сушками. Многие малыши сразу решают, что это и есть Муха-Цокотуха. Их впечатляют и красочные декорации, и яркие костюмы, в которых есть интересные находки: у Букашек – раскрашенная в разные цвета мешковина, у Паука – две пары искусственных лап в придачу к рукам и ногам актера!
Замечательно придумано — посадить музыкантов за сцену. В тени паутины оркестранты, с одной стороны, видны зрителям (ведь детям так важно «видеть» музыку), с другой – не отвлекают внимание от действия. Состав ансамбля нетривиален: флейта (или свирель), кларнет, скрипка, балалайка, туба, ударные. Композитору Владимиру Назарову удалось найти гармоничное сочетание русских народных инструментов с академическими.
Музыка к спектаклю ясная, понятная для детей, но при этом не банальная. Из сказки в сказку переходят повторяющиеся музыкальные темы, словно рефрены, связывающие всю звуковую ткань воедино. В мелодике часто слышны интонации русского фольклора. Хоровые эпизоды плавно перемежаются с сольными, дающими слушателям возможность получить представление о голосах героев – звонких, чистых, обладающих приятным тембром. В спектакле участвуют молодые актеры, все с огоньком в глазах. Видно, что они сами получают огромное удовольствие. А это так важно именно в спектаклях для детей, которых не обманешь фальшивыми эмоциями.
Уважение к родным традициям проявляется и в танцах, коих в представлении немало. Хореограф-постановщик Светлана Бандалетова умело вплетает элементы различных русских народных танцев: сольных, парных, игровых. Особенно понравился Тараканище: в исполнении Рачика Оруджева этот герой был бесподобен! Актер исполнил несколько балетных па, не самых сложных, но производящих достаточно сильное впечатление.
В спектакле отсутствуют какие-либо аллюзии на современную действительность, злободневные или плоские шуточки, что, к сожалению, встречается в детских спектаклях (та же Муха-Цокотуха в постановке компании «Золотой лев» мечтает о звездной карьере, а Паук, продюсер-бизнесмен, стремится заманить доверчивую девушку в свои «золотые сети»!). А ведь дети ждут искренности и ясности. Постановку «Мухи-Цокотухи» и «Тараканища» в Театре Назарова можно без преувеличения назвать образцово-показательной. После нее хочется вернуться в театр за новыми впечатлениями. Кстати, на днях здесь состоится премьера другой сказки К. Чуковского — «Айболит и Бармалей»…
Ксения Заморникова,
студентка IV курса ИТФ