Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

У моря погоды…

Авторы :

№ 6 (86), сентябрь 2008

Большой зал консерватории, 7 часов вечера, пункт проверки билетов на концерт… Тихо стоят группки молодых людей, кто-то с музыкальными инструментами, кто-то с книжками… Переговариваются шепотом, в чем-то убеждают друг друга, указывая на контролеров и устремляя грустный взор туда, куда им так хотелось бы попасть… «Пустят?.. Не пустят?.. Ну должны же они понять, как нам это нужно!..» Знакомая картина? (далее…)

Взгляд студента

Авторы :

№ 6 (86), сентябрь 2008

В последний год над консерваторией нависла «угроза» – Болонская декларация, или, как ее часто называют, Болонский процесс. Разговоры вокруг этого становятся жарче с каждым днем. А финальный итог всего хода событий – просто непредсказуем. В консерваторских кругах этa проблема распространяется только на музыковедов, в связи с чем найти поддержку в среде исполнителей довольно трудно. Отстаивать свои позиции музыковедам приходится в полном одиночестве. Но выстоит ли отечественная система научного музыкального образования против натисков идущих свыше?
Болонское движение зародилось в 1993 году, когда министры образования 29 европейских государств подписали договор, который в дальнейшем стал именоваться «Болонской декларацией». (далее…)

Образы Италии

Авторы :

№ 6 (86), сентябрь 2008

Под занавес ушедшего сезона в Конференц-зале прошел концерт под названием «Клавирные образы Италии». Он был подготовлен кафедрой клавесина и органа при участии кафедры истории зарубежной музыки. Эта совместная работа проявилась в особом жанре концерта-лекции.
Участницы – студентка Московской консерватории Софья Гандилян и аспирантка Мария Одинцова, разделившие первое и второе отделения концерта, перемежали музыку рассказами об эпохе, композиторах и их сочинениях. Будучи авторами теоретических исследований в данной области, они сопровождали свою игру интересными содержательными комментариями. Поскольку некоторые номера были мало известны слушателям, предоставленная информация помогала лучше понять замысел композиторов. (далее…)

Маэстро Sax

№ 6 (86), сентябрь 2008

Козлов А. В джаз-клубе «Forte», что на Большой Бронной, состоялся необычный концерт. Он был посвящен легендарному саксофонисту – Алексею Козлову. Этот человек внес огромный вклад в джазовую культуру нашей страны. Он выступал со своими музыкальными коллективами на концертах и фестивалях, играя как популярные произведения из джазовой «классики», так и собственные, принимал участие в создании джаз-клубов в Москве, вел журналистско-публицистическую деятельность. Его пропаганда джаза и рок-музыки в СССР часто вызывала недовольство со стороны властей, считавших это направление в искусстве «хулиганским» и «непотребным» (в реальности же власть опасалась – и справедливо, что у молодых людей, увлекающихся творчеством «андеграунда» в головах зародятся свободолюбивые мысли).

Созданный Козловым в 1973 году ансамбль «Арсенал», заложивший основы отечественного джаз-рока, поначалу подвергался полному запрету и был лишен всякой возможности публичных выступлений, даже бесплатных. (далее…)

Музыкальное евразийство

Авторы :

№ 6 (86), сентябрь 2008

Совсем недавно в городе Казани был поставлен памятник Льву Николаевичу Гумилеву. Он не родился в этом городе, но жители его любят и почитают, т.к. именно он посвятил множество своих трудов идее евразийства. Этот памятник стоит в центре Казани, в городе, где сплетаются две религии: христианская и мусульманская. В музыкальной жизни здесь на равных звучат как европейская, татарская, русская, так и восточная музыка. (далее…)

Зажигательный джем

Авторы :

№ 6 (86), сентябрь 2008

В самом центре Москвы рядом с Малой Дмитровкой находится небольшой клуб – «Синяя Птица». Это один из старейших и известнейших джазовых клубов Москвы. Каждый четверг в нем собираются музыканты и гости, чтобы поиграть и поимпровизировать друг с другом – и начинается джем.
Джем – это слэнговое название от английского Jam-session (совместная музыкальная сессия). Оно очень точно улавливает суть таких встреч: собираются разные группы и играют импровизированным составом, без предварительной репетиции. При этом джем может напоминать фестиваль, когда один за другим сменяются разные коллективы, иногда смешиваясь в составах. Но самый распространенный вариант, как и было в день описываемого мной события, когда есть основная играющая группа, а к ним в гости приходят музыканты из других групп, в произвольном порядке заменяя кого-нибудь из музыкантов основного состава, и, почти не договариваясь, вместе импровизируют. (далее…)

Нескучная публика

Авторы :

№ 6 (86), сентябрь 2008

Известно, что среди музыкальных инструментов орган выделяется мощью и разнообразием звучания. Но не только этим. Его установка и последующее обслуживание – дело крайней сложности и дороговизны. В состав органа входит множество элементов – от громадных 16-футовых металлических труб до передаточных механизмов, требующих тончайшей нюансировки. Кроме того, инструмент не транспортабелен и как бы слит воедино с тем помещением, в котором находится, а, следовательно, задача усложняется моделированием соответствующей акустики. Этим, вероятно, наряду с достаточно недолгой историей профессионального органного искусства в России объясняется малое количество залов, имеющих подобный инструмент. А между тем интерес у публики, причем самой разнообразной, имеется, и немалый. (далее…)

No problem

Авторы :

№ 6 (86), сентябрь 2008

МоцартХарактер музыкальной жизни – как общественной, так и частной – в последние годы меняется с бешеной скоростью. Предлагая ученикам по музыкальной литературе редкие записи, слышишь в ответ: «Зачем? Я и сам найду все это в интернете». Приходя на оперную премьеру, убеждаешься, что театр теперь начинается не с вешалки, а с металлодетектора; да и тех, кто пройдет через это препятствие, еще до гардероба ожидает реклама страховой компании, кофе с шоколадкой или зажигалка с портретом исполнителя. Постепенно пустеют библиотеки, потому что чуть ли не у каждого студента консерватории в ноутбуке содержится множество энциклопедий, словарей и нот. Из читателей все превращаются в писателей: на музыкальных форумах во всемирной сети каждый теперь может рассказывать «о музыке, о времени и о себе». А диктофонные записи из Большого зала консерватории выкладываются в интернете еще до того, как закончится концерт. (далее…)