Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Незабываемая встреча

Авторы :

№ 1 (90), январь 2009

Что мы знаем о современной болгарской музыке? Когда я говорю «мы», я имею в виду среднестатистического музыканта, имеющего представление о Пендерецком и Лютославском, о Ноно и Берио, о том, что они являются представителями своих национальных школ. Но, видимо, пословица «Курица – не птица, Болгария – не заграница» спроецировалась и на наше представление о болгарских композиторах, творчество которых воспринимается как нечто периферийное и не заслуживающее особого внимания. А жаль! (далее…)

Практика для души

Авторы :

№ 1 (90), январь 2009

Зачем нужна педпрактика? Этим вопросом чаще всего задаются музыковеды и композиторы, ведь только им доверено вести групповые занятия по музыкальной литературе, сольфеджио и другим теоретическим предметам. Вечно занятые, едва успевающие справиться с основными предметами студенты более охотно ответят на вопрос противоположный: что педпрактика у нас отнимает? (далее…)

Бах + Джаз = ?

Бах + Джаз = ?

Поразительно, как музыка Баха выживает,
несмотря на все попытки ее интерпретации.

А.Хьюит

В 2000 году на площади Святого Марка в Лейпциге состоялся концерт из произведений И.С.Баха. Причем большинство из них было исполнено отнюдь не в аутентичном виде, а в джазовой интерпретации. В концерте принимали участие знаменитые музыканты – Бобби МакФеррин, Жак Лусье вместе со своим трио, группа «King’ Singers», «Quintessence Saxophone Quintet». Несмотря на дождь, публика не покидала площадь в течение всего вечера, одухотворенные лица людей были полны счастья… (далее…)

«Я знаю цену этой жизни!..»

Авторы :

№ 1 (90), январь 2009

Поскольку программа консерваторского образования в основном построена по историко-хронологическому принципу, то на старших курсах большинство дисциплин представляет музыкальную культуру XX века. Современная музыка изучается со всех сторон: с позиции истории, музыкального языка, гармонии, формы и т.п. (далее…)

Насыщенный мыслью звук

Авторы :

№ 1 (90), январь 2009

19 декабря в концертном зале института им. Шнитке состоялось празднование юбилея московского «Шнитке-центра», которому исполнилось десять лет. Поздравить сотрудников и почитателей творчества Альфреда Гарриевича приехали ближайшие родственники композитора: вдова Ирина Федоровна Шнитке и родная сестра Галина Гарриевна Шнитке. (далее…)

В поисках новой простоты

Авторы :

№ 1 (90), январь 2009

В один из ноябрьских вечеров в зале Православного Свято-Тихоновского института состоялся концерт, в одном из отделений которого прозвучали сочинения молодого композитора, недавнего выпускника Московской консерватории Михаила Пучкова. Были исполнены Соната для флейты и фортепиано и 7 романсов. Несмотря на такие, казалось бы, простые и на первый взгляд традиционные названия, сами музыкальные идеи, которые можно было в них уловить, – весьма интересный повод к размышлению. (далее…)

Старая сказка на новый лад

Авторы :

№ 1 (90), январь 2009

При всеобщем засилии жестоких заграничных мультиков, модных западных мюзиклов, бестолковой и зачастую вредной «культурной продукции» для малышей, детский Театр имени Н.И.Сац предстает как нечто чудесное и светлое. Когда-то и меня родители водили в этот сказочный мир, который по праву называют восьмым чудом света. И «Волшебная флейта» Моцарта, которую в свое время удалось там посмотреть, до сих пор ассоциируется в моем сознании со сказочной клеткой с птицами. (далее…)

«Всех нас растрогал он!..»

Авторы :

№ 1 (90), январь 2009

ПостановкаПод занавес уходящего года, в один из последних декабрьских вечеров, в студенческом театре «Гитис» прозвучала опера Глюка «Orfeo и Эвредика». Уже в названии проявляется общая для современного молодежного творчества тенденция к смешению всего: разных языков, разных стилей, разных эпох и разных музык. Причем на чьем бы языке участники ни говорили, они делали это легко, свободно переключаясь с одного на другой, так что создавалось впечатление, будто современному человеку действительно все открыто, доступно, понятно.
Представление было выдержано в камерном духе: камерный зал, небольшая протяженность (чуть больше часа), скромное число солистов (трое), аккомпанемент фортепиано… И общая атмосфера полузнакомой друг другу публики из студентов, их родителей и преподавателей.
В постановке молодого актерского коллектива изменение архаичного старого сюжета было ожидаемым. Но все оказалось интереснее предполагаемого. Текст оперы остался неизменным, а вот «картинка» проявилась иная. Как в известной ситуации: поет одно, думает другое, а делает третье. Изменилась не только сюжетная канва, но и суть – подвиг Орфея, идея покоряющей силы искусства. Эти вечные идеалы опустились до банальных современных проблем – стремления к наживе, богатству и власти. (далее…)

Фортепианный вечер

Авторы :

№ 1 (90), январь 2009

30 ноября в Концертном зале им. Мясковского состоялся аспирантский концерт Татьяны Колесовой (класс проф. А.А.Наседкина).
Творческая биография пианистки впечатляет: Татьяна – лауреат многих международных конкурсов (Швейцария, Норвегия, США), регулярные поездки за рубеж приносят все новые награды. Чтобы достичь таких успехов, необходимо обладать огромным упорством, целеустремленностью и неистощимой энергией. Все эти качества, безусловно, присущи пианистке: слушая ее, сразу же в этом убеждаешься. Колоссальная исполнительская воля Т.Колесовой сочетается с яркой эмоциональностью, так что стиль ее игры выглядит выверенным и строгим, но при этом увлекает слушателя с первых же нот. Превосходная виртуозность, безупречный пианизм покоряют и приводят в восхищение. (далее…)

Сложное и простое…

Авторы :

№ 1 (90), январь 2009

27 декабря очередной Фестиваль искусств «Русская зима» сделал прекрасный подарок любителям современной музыки: Государственный академический симфонический оркестр под управлением народного артиста Марка Горенштейна исполнил произведения Юрия Фалика и Гии Канчели. Солировал Юрий Башмет.
«Vivat» — увертюра для оркестра Ю.Фалика, написанная в 1990 году, с первых же звуков продемонстрировала всю мощь большого оркестра, его виртуозные возможности. Это произведение Ю.Фалик посвятил известному Чикагскому оркестру, что, возможно, и определило его композиторские задачи. (далее…)