Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

А шарик летит…

№ 2 (100), февраль 2010

Алые воздушные шарики на входе в БЗК, парусами рвущиеся ввысь от подножья бал31мраморных скульптур, – как символ события: студенческий концерт в лучшем зале столицы! «Татьянин день» – День студента – в консерватории отмечали созданием новой традиции: самим виновникам торжества проводить отбор и представлять лучших! «Это обречено на успех и горячо поддержано ректоратом, – констатировал в приветственном слове проректор проф. А. З. Бондурянский. – Московская консерватория имеет великую историю, которая устремлена в будущее. При всей мудрости профессоров – помните! – будущее принадлежит студентам!»

(далее…)

Возвращение к истокам

Авторы :

№ 2 (100), февраль 2010

norringtonСэр Роджер Норрингтон, знаменитый дирижер-аутентист, рыцарь Британской империи, профессор и почетный член Королевской Академии музыки, главный дирижер симфонического оркестра Штутгартского радио и оркестра «Camerata Salzburg», 12 декабря выступил в Большом зале Московской консерватории. Сэр Норрингтон уже дважды приезжал в Москву, всегда привлекая публику неожиданными аутентичными интерпретациями известных романтических партитур. Последний концерт не стал исключением.

В этот раз британский музыкант выступил со своим уже постоянным партнером – Московским камерным оркестром «Musica Viva» под управлением Александра Рудина. В связи с юбилеем (маэстро в этом году исполнилось 75!) сэру Норрингтону была предоставлена полная свобода действий в выборе программы. И, как всегда, британский дирижер не побоялся включить в концерт произведения, отшлифованные дирижерами разных стран и поколений: Первый концерт Брамса и, что особенно всех заинтриговало, Шестую симфонию Чайковского. (далее…)

«Воскресение» в воскресенье

Авторы :

№ 2 (100), февраль 2010

Музыка Густава Малера не была оценена по достоинству при жизни. Осознавая это, композитор предрекал ей жизнь в будущем. Будущее настало: в преддверии 150-летия со дня рождения последнего венского романтика стартовал «малеровский» марафон. Оркестр и хор Большого театра тоже включились в юбилейные торжества: 6 декабря в Большом зале прозвучали Пять песен на стихи Ф. Рюккерта и Вторая симфония «Воскресение».

малер2Песни и симфонии – краеугольные жанры малеровского творчества, объединенные внутренним родством. Малер именовал их «концепциями». Композитор унаследовал почти все венские симфонические стилевые традиции и синтезировал их в своем творчестве: от Гайдна – народность, от Моцарта – утонченность и амбивалентность, от Шуберта – песенность, от Вагнера – гармонический строй, от Брукнера – пантеизм, от Бетховена – драматизм. Новизна музыкального языка Малера – не мелодическая, но глубоко концептуальная, что было совершенно не понято и не принято современниками. «Концепции» ждали своего часа. «Всеми средствами построить мир», «Проповедь добра и любви, борьба со злом», «Чистота в противовес лживой, павшей цивилизации» – идеи, занимавшие его тогда, актуальны и в ХХ, и в XXI веках. Чистота и ложь находят стилистическое воплощение в лирической песне и оркестровых средствах гротеска.

(далее…)

Арбатcкий романс

Авторы :

№ 2 (100), февраль 2010

Музыкально-поэтические вечера – представления совершенно особого рода, где музыка и слово участвуют на равных, оттеняя и поясняя друг друга. К сожалению, довольно часто один «компонент» оказывается в подчинении у другого, причем чаще именно музыка становится «иллюстратором» произносимого слова.

Примером высокохудожественной «спаянности» двух искусств стала литературно-музыкальная композиция, прошедшая 20 декабря в Театрально-концертном центре Павла Слободкина. Концерт под названием «П. И. Чайковский. «Времена года» и русская поэзия XIX-XX веков» состоялся в рамках цикла «Арбатские музыкальные встречи» Жанны Дозорцевой (хотя сама она, к сожалению, в этот вечер отсутствовала по причине болезни). (далее…)

Вечно юная музыка

№ 2 (100), февраль 2010

кабалевский1«Мне иногда кажется, что обо всем прожитом я где-то прочитал. Не может быть, чтобы все это в действительности произошло на протяжении одной жизни, – Русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая война, Гражданская война и интервенция, Февральская революция, Октябрьская революция, война с Финляндией, Великая Отечественная война…

Неужели я действительно был знаком с М. М. Ипполитовым-Ивановым и Я. Сибелиусом, пережил смерть Ленина и сталинскую эпоху… Слушал Шаляпина и Маяковского, бегал на матчи знаменитых в свое время московских футбольных команд ЗСК и СКЗ, ездил по Старому Арбату на трамвае, а по Рождественским (позже – Советским) улицам в Петербурге на конке… Видел торжества по поводу 300-летия Дома Романовых и был на Патриаршем подворье на Фонтанке на торжественном богослужении патриарха Тихона…»

(далее…)

Собирая друзей

Авторы :

№ 2 (100), февраль 2010

Юрыгин2По традиции уже в течение девяти лет в дни новогодних праздников известный пианист, преподаватель консерватории Владимир Юрыгин-Клевке собирает своих друзей и учеников, чтобы вместе с ними порадовать слушателей редко звучащей хорошей музыкой. Выступления В. Юрыгина всегда привлекают внимание интересными находками. И на этот раз большой удачей концерта, прошедшего 2 января и посвященного памяти Валерия Тумило-Денисовича, вместе с которым В. Юрыгин учился в классе Якова Зака, – стала его программа. В первом отделении публика услышала два весьма своеобразных произведения – Трио ор. 47 П. Хиндемита и Септет И. Гуммеля, во втором – вокальную музыку Ф. Мендельсона и Увертюру на еврейские темы С. Прокофьева. (далее…)

Красивая сказка

№ 2 (100), февраль 2010

Как удивить оперной постановкой современную публику? Нет ничего проще! Переносим действие в наши дни, добавляем побольше откровенных сцен и костюмов… А можно ли без этого? Оказывается, да.

Иоланта (Т. Печникова) перед прозрениемНа премьере «Иоланты» в театре «Новая опера» нет ни одного свободного места в зале. На сцене исполняется одно из самых светлых и трогательных произведений Чайковского – его последняя опера. Иркутский режиссер Геннадий Шапошников и художник Виктор Герасименко, уже проявившие себя недавней постановкой «Джанни Скикки» в этом театре (спектакль выдвинут на «Золотую маску»), интерпретируют сюжет очень корректно по отношению к первоисточнику (никакой вульгарности!) и в то же время совершенно необычно, по-новому.

(далее…)

Есть что обсуждать…

Авторы :

№ 2 (100), февраль 2010

28 ноября мне посчастливилось побывать на постановке «Воццека» в Большом театре. Именно посчастливилось, поскольку попасть туда было непросто. В 17.30, когда, как известно, в театре продают входные студенческие билеты, моему взору предстала толпа таких же, как и я, жаждущих быть свидетелями инновационной постановки. Но все получилось! И полтора часа, остающиеся до спектакля, я пыталась осознать невозможное и поверить в то, что произошло: я попадаю на нашумевшую постановку по студенческому билету, буквально подойдя к кассе! Судя по всему, я человек удачливый!

курентзис3В холле я ощутила себя несколько неловко. «Пожалуй, стоило надеть свою самую лучшую одежду, — думала я, восхищаясь внешним видом множества состоятельных посетителей. – Приятно, что люди относятся к походу в театр как к значимому событию». А шикарно одетых людей в тот день было большинство. Это показатель не только достатка жителей Москвы, но и, прежде всего, уровня мероприятия! Новый спектакль действительно заслуживал самого серьезного отношения.

(далее…)

Воццек. Post scriptum

Авторы :

№ 2 (100), февраль 2010

Берг

Альбан Берг

Итак, премьера «Воццека» Альбана Берга в Большом театре состоялась. Ее ждали: интриговала новая постановка знаменитого режиссера Дмитрия Чернякова. А главное, конечно, музыкальная сторона спектакля – ведь опера Альбана Берга, востребованная на Западе, в России не была достоянием широкой публики. До сегодняшнего дня.

Понятно, что постановка вряд ли могла быть столь успешной без приглашенных на главные партии солистов – прекрасного баритона Георга Нигля (Воццек), мощного и искусного сопрано Марди Байерс (Мари). Они сумели не только с достоинством выдержать испытание сложнейшим интонационным текстом главных партий, но и создать убедительные образы своих персонажей. Нельзя не похвалить и русскую часть труппы, не уступавшую приглашенным артистам. Это Максим Пастер, взявший буквально новую высоту в партии Капитана с ее ломаными кривыми и адской сложности верхами (чистейше исполненными!), а также отлично «доложивший» партию Доктора Петр Мигунов.

(далее…)

Золотой век клавесина в России

Авторы :

№ 2 (100), февраль 2010

С 1 по 10 февраля в Московской консерватории проводился Первый международный конкурс клавесинистов им. А. М. Волконского.

Идея создания конкурса принадлежит основателю факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории профессору А. Б. Любимову. Три года назад он возглавил межвузовский конкурс клавесинистов в Санкт-Петербурге. В настоящее время стало возможным организовать уже международный конкурс, в котором приняли участие исполнители из России, Франции, Испании, Польши, Кореи, Венгрии, Италии и других стран.

ансамбль2Не так давно говорить о старинном исполнительстве в России всерьез не приходилось. Длительное время старинная музыка приравнивалась в стране к нонконформистским течениям и не поддерживалась в официальных кругах вплоть до «перестроечных» времен. Возрождение старинного исполнительства в России стало возможным только благодаря настоящим энтузиастам. Одну из ведущих ролей в этом процессе сыграл А. М. Волконский, в честь которого и назван конкурс клавесинистов. Именно он дал первый сольный клавесинный концерт, а в 1964 году создал первый в России ансамбль старинной музыки «Мадригал». Уровень первых «опытов» заметно отличался от европейского, однако их значение – в открытии для российских слушателей удивительной «современности» старинной музыки. И оно неоценимо. (далее…)