Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Мост в Москву

Авторы :

№ 1, ноябрь 1998

11 августа 1998 года в культурной жизни России произошло, на мой взгляд, значительное событие: в Москве, на стадионе «Лужники», состоялся единственный концерт легендарной группы «Rolling Stones». Мне посчастливилось побывать на нем. То, что я увидел, запомнилось мне на всю жизнь…

Сначала – короткое выступление «разогревающей» группы. Далее – томительное ожидание. Проходит двадцать минут, тридцать, час… Приблизительно в 21.45 гаснет свет. Шоу начинается.

Медленно расходится занавес, из динамиков раздается экзотическая, скорее всего африканская музыка. Над сценой установлен огромный, овальной формы видеоэкран, транслирующий то, что происходит на сцене. На нем зажигается изображение разъяренного, вставшего на задние лапы льва; это эмблема последнего альбома группы «Bridges To Babylon» – «Мосты в Вавилон». Сцена погружена в полумрак.

Вдруг «африканская» музыка прерывается громким вступлением электрогитары, взрываются петарды по краям видеоэкрана, сцена ярко освещается прожекторами, и – наконец-то, свершилось! Мы видим легендарных «роллингов»!

(далее…)

Ангелогласное пение

Авторы :

№ 1, ноябрь 1998

В университетском храме святой мученицы Татьяны работает замечательный музыкант – Глеб Печенкин, руководящий певческой церковной  школой  для  мальчиков. Окончив Московскую Консерваторию по классу композиции, он занялся благородным творчеством, еще в годы учебы увлекавшим его – возрождением традиции пения по крюкам.

Искусство крюкового пения на Руси уходит корнями в глубь веков, и поэтому практика требует необходимую теоретическую подготовку – знание крюковой нотации, традиции ее бытования, певческих школ. Перед молодым музыкантом стояла проблема коллектива – кто будет исполнителем? И он ее решает – приходит работать в певческую школу для мальчиков.

Раньше певчих на Руси обучали специально, в монастырях, где они учились искусству распева не один год, пока не становились профессиональными певчими. В настоящее время отрадно наблюдать, как бережно, с любовью возрождаются прерванные традиции, в том числе и церковное пение. Мальчики приходят в школу, в основном, в раннем возрасте, с пяти лет, но есть ребята и постарше; соответственно формируются группы мальчиков. Сейчас существует три состава, отличающиеся уровнем подготовки – начальная стадия обучения, средняя группа и старшая.

(далее…)

Парадоксы современной музыки

№ 1, ноябрь 1998

Что означает само понятие «современная музыка»? Наверное, эта та любая музыка, которая создается в настоящее, современное нам время. Но что подразумеваем мы, когда слышим это словосочетание? Целую массу различных явлений. Во-первых, это вся музыка ХХ века, хотя конечно очень странно воспринимать в качестве современной музыку, написанную почти 100 лет назад. Во-вторых, под этим словосочетанием мы понимаем более узкий пласт музыки, а именно современную академическую музыку, “серьезную” музыку, противопоставляя ее развлекательной, всякой поп-, рок-, рэп-, и т. д. культуре. В-третьих, в определенном смысле это понятие относится как раз к последним, к так называемой массовой культуре, противопоставляемой «классике».

Все это правильно и каждое по-своему, но что же представляет собой наше современное музыкальное искусство в целом? Можно выделить в его недрах две кардинально противоположные ветви, это – академическое искусство и массовая культура. Но почему происходит такое разделение? Ведь человек-то един, он не разделяется на части. И музыка теперь создается в расчете на определенные сои населения? К сожалению, в настоящий момент происходит именно так, хотя очень жалко, что самый коммуникативный вид искусства становится столь однозначно разделенным на две почти совсем не взаимосвязанные части, причем каждая их них безвозвратно теряет при этом что-то очень важное.

Но ведь раньше, в прошедших столетиях этого не было! Раньше музыка не разделялась на серьезную и несерьезную. Она была едина. Еще в XIX веке самым светским развлечением было посещение оперы, а игра виртуозов завораживала публику не меньше концертных шоу современных поп-звезд. Моцарт, Шуберт и другие композиторы писали время от времени просто танцевальную музыку. А вот теперь представьте себе, что Губайдулина, Штокхаузен или Булез напишут современные дискотечные хиты… В голове не укладывается, правда? Ведь академическая музыка и масс-культура противопоставлены сейчас, в конце ХХ века во всем!

(далее…)

Монолог

Авторы :

№ 1, ноябрь 1998

Сочинение А. Г. Шнитке «Монолог» не может не затронуть глубины человеческой души. Любой живущий и мыслящий, хоть когда-ни­будь испытывавший и перенесший физическое или душевное мучение, не­пременно, отзовется на эту особую, странную и очень больную музыку, которой автору в самом совершенстве удалось найти музыкальное во­площение образа страдания, обреченности и одиночества. Будучи уже тяжело больным человеком, познав суетность жизни перед вечностью, он произносит свой Монолог, в котором, может быть, мгновениями еще вспыхивает надежда, но победу (нам-то теперь уже известно!) она не одержит…

Целостность состояния, единая линия, мысли, не перестающая пульсировать даже в паузах – этих страшных фрагментах оцепенения, вовлекает сознание в сферу сострадания, сопереживания. Но не всякий способен выдержать их: юная жизнерадостная душа отторг­нет чужую боль, не захочет страдать совместно с тем, кто уже обречен. Но тот, кто не отвернется, чем облегчит эти муки? Возьмет ли еще одну ношу дополнительно к своим? Ведь Боль кажется бесконечной, не давая жертве ни мига отдыха, хотя бы в виде награды за терпение…

(далее…)

Памяти Альфреда Шнитке

Авторы :

№ 1, ноябрь 1998

24 ноября Альфреду Гарриевичу Шнитке исполнилось бы 64 года. В конце сентября в Московской консерватории состоялось необычайно теплое мемориальное собрание памяти недавно ушедшего художника. Среди его участников были гости – сестра композитора И. Г. Шнитке-Комарденкова, Протоиерей Николай (Ведерников), ректор Института музыки им. Шнитке В. И. Горлинский, кинорежиссер А. Ю. Хржановский, музыковед А. Е. Петров, педагоги (проф. Р. С. Леденев, проф. В. Н. Холопова, проф. Т. А. Курышева, доц. Е. И. Чигарева и др.) и студенты консерватории. С духовными песнопениями композитора выступил хор МГК во главе с проф. Б. Г. Тевлиным.

«Как духовник я заметил в нем как бы два пласта бытия. Внешний слой – это его необыкновенная открытость, живость, общительность, острый ум, подмечающий все очень точно, и, конечно огромная эрудиция во всех областях. Внутренний, глубинный пласт бытия, сокрытый от взоров посторонних, это — глубокая вера, внимание к своей внутренней жизни. Я заметил в нем необычайную чуткость совести и большую ответственность перед Богом за свою жизнь. Это отразилось и в его творчестве». (Из выступления Протоиерея Николая.)

Мы разыгрались

Авторы :

№ 1, ноябрь 1998

Маэстро Николай Толоконников возник передо мной как всегда неожиданно, в одном из консерваторских коридоров. Приветливо блеснув своим горящим взглядом, он достал из портфеля кипу бумаги: «Возьми, почитай». Я спросил: «Зачем?»

Он: Просто так. Я: Ничего не понимаю. Он: Дома, в спокойной обстановке, ознакомься, а денька через два расскажешь, на какие мысли тебя это навело. Я: Ты что-то задумал! Он: Позже поговорим. Я: Я заинтригован, объясни. Он: Пока рано. Я: Но теперь мне трудно будет заснуть. Он: Потерпи чуть-чуть. Я: Сейчас или никогда. Он: Я хочу это поставить. Солдатом будешь? Я: Да. Он: Хорошо. Тогда скажи, что ты делаешь в пятницу вечером?..

В пятницу вечером из-за закрытой двери комнаты № ***, что находится в общежитии Московской консерватории, чей-то голос авторитетно заявил: «Эта книга стоит миллионы! ее достаточно только открыть, и оттуда посыплются биржевые акции, банковские билеты, дорогие ассигнации, золотые монеты, золото!». «Я хочу быть чертом, – извиваясь, шептал Артемий Милков (студент МФТИ), – я прирожденный чёрт». Сказав это, он прогнулся назад и снизу вверх выразительно посмотрел на маэстро Николая Толоконникова. «И что же ты теперь будешь делать», – с расстановкой произнес Александр Цыплихин (студент МФТИ), стоящий в позе «торговца скотом» перед входной дверью. «Да, приятель, ты пропал».

(далее…)

Студенческое слово

Авторы :

№ 1, ноябрь 1998

Мы начинаем новое дело. Начинаем издавать свою газету. Пусть и не от хорошей жизни: экономические трудности, увы, замучили наш дорогой «Музыкант», который из двухнедельного издания постепенно превратился в двух-трех (а иногда и более)-месячное, причем настолько неопределенное по срокам, что и периодикой трудно назвать. Все, конечно, когда-нибудь наладится. Но учебный процесс не ждет, и как молодым исполнителям и композиторам нужна сцена сегодня, сейчас, каждый день, так и молодым журналистам нужна своя регулярная печатная трибуна. Тем более, что время теперь другое: компьютеры и принтеры, издательский редактор и ксерокс, прекрасные специалисты вычислительного центра и студенческий энтузиазм – со всем этим богатством можно (и уже нужно!) делать самим свое периодическое издание.

И вот наша традиционная студенческая «Трибуна молодого журналиста» пускается в самостоятельное плавание. Модулирует из рубрики газеты в ее приложение. Теперь не только качество текста требует авторского внимания, но и другие, важные для газетного дела аспекты — оперативность, злободневность. Особенно хотелось бы, чтобы жизнь Консерватории, достаточно насыщенная творческими событиями, была интересно представлена в студенческой газете, а пристрастный взгляд молодых журналистов и их слово «о времени и о себе» волновало бы (радовало, задевало) современников, а когда-нибудь заинтересовало бы и историков.

Хотя спецкурс музыкальной критики и журналистики читается музыковедам третьего курса, молодая газета, естественно, – не только для них. Не потерявшие своей актуальности материалы прошлого выпуска, как и любые другие студенческие выступления – могут найти себе место в новом издании. Равно как и в старом – основной газетой Консерватории, естественно, остается «Российский музыкант».

(далее…)

Консерваторская «сказка»

Авторы :

№ 1, ноябрь 1998

Ур-ра! Свершилось! 29 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории была исполнена «Сказка о солдате» И. Ф. Стравинского, «читаемая, играемая и танцуемая». Наконец-то наши показали, на что они на самом деле способны!

Почему – наши? Да потому что они тоже учатся в Консерватории (а кто-то и не в Консерватории — даже в техническом вузе), они тоже молоды, тоже любят музыку. Но кроме того могут представить ее так, чтобы полюбили другие. Превратить то, что мы привыкли слышать в сопровождении треска фонотечного динамика в музыкально-сценическую феерию.

Произошло действительно значительное событие в столичной музыкальной жизни. Ведь после постановки в Большом театре в 1964 году музыка «Сказки» исполнялась лишь в концертах. И вновь произведение ставит не какая-нибудь знаменитость с мировым именем, а наш Коля Толоконников (он учится в Консерватории на IV курсе как теоретического и на II как симфонический дирижер). Он и «продюсер» – сам нашел всех исполнителей (музыкантов, актеров, балерину) – и режиссер, и дирижер. Собранный им инструментальный септет сыграл далеко не простое для исполнения сочинение Стравинского на высоком профессиональном уровне. Заметим, что за исключением скрипачки Елены Листратовой из Петрозаводска, все музыканты – наши, консерваторские: Алексей Богорад (кларнет, III курс МГК), Андрей Рудометкин (фагот, IV курс), Алексей Корнильев (корнет-а-пистон, I курс), Анатолий Федотов (тромбон, I курс), Николай Гаврилов (ударные, IV курс), Дмитрий Рогов (контрабас, II курс). Браво, молодые исполнители! Честь и хвала и дирижеру – ведь это его первое выступление.

(далее…)