Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Трепет экстаза

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

Далеко не всем музыкантам в наших стенах известно имя австрийского музыковеда, автора одной из самых оригинальных и влиятельных музыкально-теоретических доктрин ХХ века Генриха Шенкера. Между тем на Западе, и особенно в Америке, его теория не только широко распространена, но является базовой в системе музыкального образования, как для нас естественным и необходимым представляется курс гармонии Ю. Н. Холопова. Колыбель шенкеровской школы в США – Нью-Йоркский колледж The Mannes School of Music, где работали Ганс Вейсе (Вайсе) и некоторые другие ученики Г. Шенкера. (далее…)

В мире электроники

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

В Доме композиторов состоялся концерт, который во многих отношениях можно назвать необычным. Концерт был посвящен электроакустической музыке, ранее лишь эпизодически появляющейся на афише фестиваля.
Все произведения, исполненные на концерте, написаны в XXI веке. Интригующее название «Новое поколение в электроакустической музыке» оправдало себя: сочинения десяти молодых композиторов в полной мере дают возможность говорить о срезе поколения, причем сразу двух континентов – шесть композиторов представляли Россию и четверо – калифорнийский Berkeley-университет. (далее…)

Огранка «Кольца» продолжается…

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

Гергиев«Валькирия» на сцене Мариинского театра звучит без малого девятый год. За время существования полной постановки тетралогии в Мариинке эта опера ни разу не давалась отдельно от всего цикла и всегда звучала в Петербурге только на летнем фестивале «Звезды Белых ночей». Наконец, в этом году «Кольцо нибелунга» вошло в репертуарный план театра (в отдельный вагнеровский абонемент), его части исполняются с интервалом в один-два месяца в самом начале нового, 226-го сезона.
Публика увидела спектакль в уже привычном сценическом облике, «свежую струю» в который добавили дебюты молодых солистов. Но не их игра стала главной приятной неожиданностью. Общая атмосфера вечера и настроение зала были необычны. Отсутствовал типичный для фестивальных показов «Кольца» дух помпезности и официоза. (далее…)

Звучание эпохи

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

БаренбоймДля тех, кто следит за течением музыкальных событий, два вечера, прошедших в Большом зале 30 ноября и 15 января нынешнего сезона, могут предстать символом единого замысла. Главной творческой фигурой ноябрьского вечера стал скрипач Пинхас Цукерман в церемонии презентации возрожденной скрипки Гварнери дель Джезу. Январский вечер принадлежал пианисту Даниэлю Баренбойму, воплотившему мечту о единстве людей разных культурных традиций.Оба Мастера неоднократно создавали «звучащие полотна» в совместном музицировании, одно из них – Три сонаты для скрипки и фортепиано Й. Брамса. Но в эти дни они предстали перед нами прежде всего носителями высоких идей.
«Удивление – начало мудрости» – гласит пословица древних греков. (далее…)

Дружба народов за пультами

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

ОркестрМожно сказать определенно: в Москве наступил настоящий оркестровый бум. Двадцать три оркестра работают сейчас в столице – больше чем где-либо на Земном шаре. Но останавливаться на этом музыканты не собираются. В начале текущего сезона миру был представлен новый коллектив: Молодежный симфонический оркестр СНГ. (далее…)

В зале царила радость

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

КуликовВыступления студентов московских музыкальных вузов в Кишиневе, столь далеком от российской столицы, уже становятся традицией. Уровень образования в кишиневских ССМШ очень высок, и многие воспитанники музыкальных школ с успехом продолжают свое обучение в ведущих консерваториях мира, в том числе и в московской. Но, уезжая учиться за границу, молодые музыканты не забывают своих корней и часто дают концерты в родном городе. Так, 5 февраля в Органном зале состоялся сольный концерт аспиранта Московской консерватории, пианиста Александра Куликова. Его выступление стало настоящим событием для музыкантов-профессионалов и любителей музыки, которых в Кишиневе немало. Ведь, что ни говори, а исполнителей, приезжающих из Москвы, здесь можно услышать не часто. То есть концерт уже априори вызвал у публики огромный интерес.

В этот раз заинтересованность слушателей возросла еще и потому, что исполнителя многие знали – Алик (а именно так с детства называют Александра Куликова в Кишиневе) вырос буквально на их глазах. Он неоднократно выступал в залах молдавской столицы и всегда имел большой успех, причем еще до того, как поехал учиться в Москву. (далее…)

Что мы знаем об Индии?

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

ИндияЧто мы знаем об Индии и что вспоминаем, когда нас спрашивают об индийской культуре? Древние веды, целый пантеон богов, среди которых все знают только Кришну, индийское кино и священных коров… Хотя в последнее время европейцев все больше привлекают индийские музыкальные инструменты, за каждым из которых закреплена своя тайна и легенда… Попробуем разобраться. В этом нам поможет наш московский гуру – Радх Шам Шарма.
Самый древний ударный инструмент Индии – пакхáбадж. Упоминания о нем есть еще в священных текстах вед. По легенде его изобрел бог Ганéша и дал ему имя, которое на санскрите звучит как мариданг. Но монголы, пришедшие в Индию в XII веке, назвали его пакхабадж (судя по всему, индийцы спорить с ними не стали!). «Пакхабадж состоит из двух слов, – рассказывает Шарма, – пак и хавадж, которые переводятся как «сторона» и «звук». А чтобы звук был более глубоким, на одну из сторон налепляют ату (подобие теста). Каждый удар на пакхабадже имеет свое название».
У индийцев свои способы игры со звуком. И подходят они только для индийских инструментов. Рядом с инструментом всегда лежит молоток, таким интересным способом они настраивают инструмент. (далее…)

Без точки

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

Ну и сколько же вас тут собралось?!.. Приблизительно такими словами организатор СИНЕ ФАНТОМа Григорий Матюхин встретил собравшихся вечером 18 февраля в этом киноклубе. Фраза, несмотря на свою резкость, прозвучала вполне уместно: камерный по своим масштабам зал был переполнен. Подобный ажиотаж, вызвавший даже некоторый ужас у Григория (хотя и с приятным оттенком), возник не на пустом месте. (далее…)

Духовная музыка – популярная музыка?

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

Концертные впечатленияКакая музыка сейчас наиболее востребована? Поп-музыка, рок-музыка, джаз, фолк? Побывав сегодня на концерте в Литературном Пушкинском музее, я с удивлением обнаружила, что необычайным спросом пользуется, как это ни странно, …хоровая духовная музыка. Кто бы подумал!!! (далее…)

Чисто коммерческий проект

Авторы :

№ 3 (92), март 2009

Пожалуй, одним из самых загадочных коллективов в современном направлении готик-рок является группа «Redemption (Bound)», существующая уже больше десяти лет. Как любой уважающий себя коллектив готик-рока, она длительное время полноценно занималась концертной деятельностью и, заработав себе культовый статус, перешла к выпуску первого альбома «Shadowplay Release», который совсем недавно вышел в свет. (далее…)