Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Свежее дыхание старины

Авторы :

Свежее дыхание старины
Перселл, Вивальди, Гайдн, Моцарт… Какое гигантское расстояние разделяет нас! Однако можно взглянуть на это и иначе. За бессмертными именами стоят не столько сами люди, сколько их великие сочинения, которые служат машиной времени абсолютно в любую эпоху. (далее…)

Всегда с улыбкой

Авторы :

№ 5 (94), май 2009

СтепуркоВо всем мире известно, что в ряду выпускников Московской консерватории есть множество замечательных музыкантов – пианистов, скрипачей, дирижеров, композиторов, музыковедов и т. д. Но мало кто знает, что среди них также встречаются выдающиеся музыканты неакадемических направлений. Об одном из них этот рассказ.
Жизнь Олега Михайловича Степурко – удивительный по своей увлекательности путь живого, ищущего музыканта в сложное время 2-й половины ХХ – начала XXI столетий. Сейчас он известен как джазовый трубач, аранжировщик, композитор и педагог.

Олег Михайлович родился в 1946 году. В 1970-м он окончил консерваторию по классу трубы. Но еще до начала обучения проявилась его необычайная любовь к джазу. В джазовом амплуа еще совсем юный трубач дебютировал в ансамбле Валерия Кацнельсона в начале 60-х годов. Джаз стал делом всей его жизни. (далее…)

Хормейстер… без хора?

№ 5 (94), май 2009

хормейстер без хораМожно ли представить себе пианиста без рояля, скрипача без скрипки, а духовика – без флейты например, или кларнета? Конечно, нет, скажете вы и будете правы на все сто. Между тем, профессия хорового дирижера сегодня представляет собой явное исключение из этого правила. (далее…)

Раскрывая Чайковского

Авторы :

№ 5 (94), май 2009

Раскрывая ЧайковскогоСреди всех отечественных композиторов XIX столетия творчество П. И. Чайковского сохраняет, пожалуй, наибольшую привлекательность для зарубежных музыкантов: во всем мире постоянно возникают свежие оперно-театральные постановки, обновляются балетные версии, иначе трактуются симфонические сочинения русского классика.
Не случайно В. Юровский, организатор двухнедельного международного музыкального фестиваля «Revealing Tchaikovsky» («Раскрывая Чайковского»), сказал: «У меня нет желания играть музыку только по той причине, что она известна и принесет сборы. Мне кажется, что музыку нужно играть только тогда, когда в ней возникает внутренняя необходимость. (далее…)

Музыковеды или музыканты?

Авторы :

№ 5 (94), май 2009

Что такое «музыкант»? Открываем авторитетный словарь русского языка Сергея Ожегова: человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте. Смотрим далее. «Музыковедение»: отдел искусствознания, изучающий историю и теорию музыки, музыкальную культуру народов. (далее…)

Фильм в театре

№ 5 (94), май 2009

…«Finita la commedia» звучит так,
будто мы не на старой опере,

а в современном кинозале,
где никогда не знаешь,
что тебе показывают – настоящую смерть
или придуманную.

Газета «Московские новости»

ПаяцыВот уже несколько лет в театре «Новая опера» идет шедевр оперного веризма – «Паяцы» Р. Леонкавалло. Каждый раз – с неизменным успехом у зрителей. Этому способствует как всегда высокий музыкальный уровень оркестра «Новой оперы» под руководством Анатолия Гуся и солистов – Сергея Шеремета, Николая Черепанова, Андрея Белецкого, Галины Бадовской. Но главная изюминка спектакля кроется в оригинальной сценической интерпретации финского режиссера Кари Хейсканена. О ней и пойдет речь.
Действие оперы перенесено с середины XIX века в наши дни. Теперь на сцене разыгрывается не спектакль странствующей группы артистов (как в оригинале), а снимается фильм в духе «мыльной оперы». На площадке с дотошной достоверностью (вот он – веризм!) показаны все атрибуты съемочного процесса: постоянная суета актеров, статистов и помощников, бегающие по сцене режиссер с оператором… (далее…)

«Дон-Кихот» – христианский символ?

Авторы :

№ 5 (94), май 2009

ГитисТеатр «ГИТИС» – первая профессиональная площадка для студентов, где начинающие таланты пробуют свои силы. Нередко их спектакли становятся значительным событием театральной жизни Москвы. Что-то даже можно поставить в один ряд с работами признанных мастеров.
Имя Георгия Ансимова широко известно в связи со значительными оперными постановками. Кроме того, его деятельность связана и со многими спектаклями студенческого театра «ГИТИС». Среди последних поставленных им работ «Дон-Кихот» на музыку Тихона Хренникова выделяется не только своей классичностью, но и скрытой христианской символикой. (далее…)

В атмосфере праздника

Авторы :

№ 5 (94), май 2009

МарикаАх, как же все-таки многолика театральная Москва! Если выпадает свободный вечер и появляется желание куда-то сходить, то от выбора глаза разбегаются. Посещение театра для многих ее жителей всегда было значительным культурным и светским событием, разнообразие же позволяет каждому выбрать спектакль «себе по душе».

Недавно в Московской оперетте в очередной раз шла зажигательная «Марица» Кальмана. Как известно, оперетта – жанр легкий, развлекательный, с запутанной любовной интригой и красивыми запоминающимися мелодиями, с эффектными танцами и яркими костюмами. Мы не найдем здесь ни высоких идей, ни углубленных психологических характеристик героев, ни особых возможностей для многозначных интерпретаций. Типичные характеры, типичные амплуа, типичные ситуации, типичные сценические формы… Можно сказать, что оперетта – один из самых консервативных жанров. Окончательно сложившись в ХIХ веке, она практически осталась неизменной. Но это не мешает ей на протяжении вот уже как минимум двух столетий жить насыщенной жизнью и пополнять круг своих почитателей. И не столько профессиональных музыкантов, сколько менее взыскательных зрителей – простых любителей музыки. Поэтому мне было очень интересно посмотреть на уровень постановки, которая предполагает присутствие в зале достаточно неподготовленной публики. (далее…)

Мистерия болгарских голосов

Авторы :

№ 5 (94), май 2009

хор22 апреля в Большом зале консерватории в рамках Пасхального фестиваля прошел концерт женского хора Государственного ТЕЛЕВИДЕНИЯ Болгарии, известный во всем мире как «Le Mystere des Voix Bulgares» («Мистерия болгарских голосов»), художественный руководитель и дирижер – Дора Христова.

Коллектив был основан в 1951 году композитором Филиппом Кутевым, чтобы сохранить уникальную национальную традицию женского пения. Первые концерты и радиотрансляции хора вызвали такой резонанс, что болгарское телевидение сразу предложило ему стать штатным коллективом.  Сегодня хор из скромного уголка Восточной Европы состоит из двух десятков женщин разных возрастов. Участницы хора обаятельны, они с легкостью поют в трио, квартетах и других малых ансамблях, иногда с участием вокалистов-мужчин. В течение последних десятилетий хор активно гастролирует в Болгарии и за ее пределами, выступая на лучших сценах Европы, США и Азии.

(далее…)

«Браво, клавесин!»

Авторы :

№ 5 (94), май 2009

КлавесинС 29 марта по 5 апреля в Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки прошла неделя клавесинной музыки «Браво, клавесин!». Художественным руководителем проекта выступила Татьяна Зенаишвили – доцент кафедры органа и клавесина Московской консерватории. Цикл концертов был приурочен к юбилею клавесинного салона, который исполнительница проводит в музее без малого 10 лет.

(далее…)