Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Трагический гений

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

ПетерсонШведская симфоническая музыка ХХ века практически неизвестна в России, в то время как в музыкальной жизни Швеции ХХ век – эпоха значительных событий, интересных явлений, новаторских поисков. Густав Аллан Петтерсон – один из выдающихся современных шведских композиторов, крупнейший симфонист, автор 17 симфоний.

Личность Петтерсона – его характерная резкая манера выражаться, происхождение из низших слоев общества, тяжелая болезнь – невольно создавала трагический образ непризнанного гения. Из-за сложных жизненных обстоятельств каждое новое произведение Петтерсона воспринималось как еще одна страница его печального дневника. Мир его сочинений день ото дня становился все более мрачным и угрюмым. В музыке композитора часто хотели расслышать отзвуки его собственной борьбы, отчаяния, горечи, смирения. О таких односторонних толкованиях своих сочинений Петтерсон говорил: «Все, что я хотел сказать, я сказал в своей музыке, но она не говорит ни о чем». (далее…)

Легко ли быть композитором?

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

Судзиловский
Композитор – это, наверное, одна из тех профессий, которой практически нельзя научить. Самое главное здесь заключается не столько в умении, сколько в призвании. Это своего рода миссия. Человек чувствует потребность сочинять, ему есть, что сказать языком музыки, он горит желанием поделиться – по этим признакам можно узнать композитора.

(далее…)

В искусстве должна быть свобода

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

СудзиловскийВ музыкальном мире имя композитора Ярослава Судзиловского приобретает популярность. На прошлогоднем фестивале «Московская осень» его сочинение «Паровозики» не оставило слушателей равнодушными, весной в посольстве Венгрии прошла премьера «Календаря». По инициативе Судзиловского создано Молодежное отделение Союза композиторов, председателем которого он и является. Да и сам по себе Ярослав – личность весьма экстравагантная. В очередной раз столкнувшись с ним на лестнице, я решила, что нам давно уже пора побеседовать на творческие темы. И вот мы сидим за чашечкой чая в кафе «Фасоль» Дома композиторов:

— Ярослав, как Вы можете охарактеризовать современные веяния в музыкальном искусстве? Кто из современных композиторов Вам близок?

— Есть Ассоциация современной музыки, членом которой я являюсь. Есть Якимовский, Павленко, Каспаров, Дима Курляндский, Лиза Саничева, Гоша Дорохов и так далее. И выстраивается цепочка таких ребят, которые, я думаю, что-то скажут свое. То есть те, с кого я начал, конечно, уже многое сказали. А мы – в процессе, в поиске. (далее…)

Лакмусовая бумажка

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

Среди всего многообразия Музыки, созданной человечеством за всю историю, есть такие шедевры, которые, кажется, существовали всегда. Их знают все, даже самые непросвещенные в искусстве люди. Их невозможно не любить (единственное исключение – когда постоянно слышишь их мелодии в сигналах мобильных телефонов). Они – гениальны! Трактовок, записей и всевозможных обработок таких сочинений существует бесчисленное множество, но перед каждым исполнителем каждый раз, естественно, возникает вопрос: а что нового я могу сказать? (далее…)

Манящий Восток

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

Как часто наше внимание привлекают события, дающие возможность окунуться в мир незнакомого искусства, приобщиться к далеким культурам! Так, многие сегодня интересуются Востоком…

14 мая в Большом зале консерватории в рамках Седьмого международного музыкального фестиваля «Вселенная звука» состоялся концерт иранской классической музыки. (далее…)

Время покажет…

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

Ухудшилось ли наше музыкальное образование по сравнению со славными советскими временами? Оно не ухудшилось, но растворилось в общей массе мирового педагогического искусства. Раньше, когда был «железный занавес», все профессора были в Москве. Сейчас наш профессор может преподавать в Германии, Англии, Америке. Русская педагогическая школа существует, просто она разбросана по всем частям света. (далее…)

Шлягер и шедевр

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

В наши дни, когда конфронтация массовой и элитарной культур сменяется активным диалогом, интересно проследить это на примере явлений, которые когда-то «воевали». Я имею в виду «шлягер» и «шедевр». И действительно, трудно представить себе что-нибудь более далекое, чем классический шедевр и популярный шлягер. С одной стороны – олицетворение вершин искусства, непреходящих духовных ценностей, знак высокой художественной пробы, с другой – приземленный пласт культуры, ориентация на сиюминутный успех, коммерческая природа. Но так ли глубока и непроходима пропасть, как это может показаться на первый взгляд? Чтобы выяснить это, начнем с определений. (далее…)

Всем сердцем

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

Католический соборДва раза в неделю в Римско-католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии благотворительный фонд «Искусство добра» проводит концерты. И по большей части это концерты органной музыки, на которые приглашаются выдающиеся российские и зарубежные исполнители, такие как М. Стефаньский, М. Диркс, Й. Гётц, А. Шмитов, Л. Шишханова, А. Паршин, В. Муртазин и многие другие.

Концерты в церкви для россиян поначалу казались непривычными. Православная традиция исключает проведение общественных мероприятий в церковных храмах. Но римско-католическая религия допускает исполнение музыки после ежедневных религиозных служб, и верующие могут остаться на концерт после мессы. (далее…)

Менестрели среди нас

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

Сразу предупрежу, что речь пойдет не совсем об академической музыке. И, пожалуй, не об академических музыкантах. А поговорим мы о той музыке, которой в среде профессиональных, образованных служителей искусства сегодня совершенно незаслуженно уделяется мало внимания… (далее…)

Здравствуйте, а вот мы…

Авторы :

№ 7 (96), октябрь 2009

Обычно конфликт отцов и детей связан с тем, что у нового поколения новые взгляды, устремления и жизненные установки, старому поколению не понятные и не приемлемые. Но у композиторов, как у людей творческих, свой взгляд на сей счет. 18 мая в Квартире-музее С. С. Прокофьева был первый концерт недавно образовавшегося Молодежного отделения (МолОт) Союза композиторов, на котором присутствовали представители и «взрослого» Союза. После концерта было обсуждение. (далее…)